В авиации машины на батарейках тоже появились далеко не вчера. Первый в истории полет состоялся еще в 1974 году, правда, в воздух тогда поднялась странная экспериментальная конструкция по имени AstroFlight Sunrise, которая весила всего 12 кг, да и батареи на ней были солнечные. За добрый десяток лет экспериментов с энергией светила никаких по-настоящему значимых результатов на этом поприще добиться не удалось. Да, было дело в 1990 – м, когда известный конструктор и пилот Эрик Раймонд умудрился пересечь США на мотопланере Sunseeker. Другой американский аппарат, Solar Challenger, еще в начале 80 – х оказался способным долететь из Франции в Англию и поставить тогдашний рекорд высоты для машин подобного класса —почти четыре с половиной километра. Но если мы посмотрим чуть внимательнее на тот же Solar Challenger, то что увидим? Солнечную батарею из 16 тысяч ячеек, мощности которой хватало на пару моторчиков по три лошадиные силы каждый. И что, летать на этом? Вы серьезно?
Одним словом, стало понятно, что обеспечить крылатую машину нормальным электродвигателем можно лишь при наличии собственного источника питания. Так что конструкторы перестали ждать милости от природы и принялись строить машины, оборудованные блоком батарей. Впрочем, это мы так лихо поделили ход инженерной мысли на этапы, хотя в реальности разработка этих схем, конечно, проходила параллельно. Тем временем пришествие нулевых ознаменовалось появлением моторного планера Antares 20Е —на нем был установлен электромотор Lange ЕА 42, который выдавал уже более или менее приличные 57 лошадиных сил.
Питался этот двигатель от 70 литий – ионных батарей SAFT VL41M. Если они заряжены полностью, машина может подняться на высоту три тысячи метров. А вдруг аккумуляторы возьмут и сядут? Ну и что, это же планер. Тем временем создавшая эту машину компания Lange Aviation GmbH планирует вскоре выкатить пред светлы очи любителей малой авиации очередную модель Antares НЗ, у которой максимальная дальность полета будет уже составлять весьма порядочные 6000 километров. Но на планерах, пусть даже с моторчиком, энтузиасты электроавиации не останавливаются. Появились уже и полноценные самолеты. Например, компания Yuneec довела до стадии серийного производства одномоторную, машину Yuneec Е430. Двигатель мощностью 40 кВт работает от литий – полимерного блока батарей. Вес машины всего
255 килограммов, из которых почти центнер приходится на те самые батареи. В воздухе машина может продержаться от полутора до трех часов, да и максимальная скорость, выражаясь корректно, несколько ниже, чем у сверхзвукового истребителя, —150 км/ч. Крейсерская —чуть меньше сотни Но есть и одно значимое достоинство, для электрической техники ключевое, —час полета стоит от трех до пяти долларов.
К счастью, в природе существуют и более шустрые электросамолеты, и это вселяет надежду. Нынешний рекорд скорости для таких машин установили на Electravia Cri – Cri, оборудованном парой 35 – сильных двигателей. Эта малютка сумела разогнаться до 250 км/ч, и, как утверждают, это не предел. Но главная проблема у всей подобной техники общая —большой вес батарей. Так что поднять в воздух что-либо приличное с помощью электротяги пока не представляется возможным. Но люди стараются.