Мир строительной техники ничуть не скучнее автомобильного, а во многом и увлекательнее.
Согласитесь, каждый из нас, взрослых мужчин, в детстве хоть раз мечтал стать трактористом – бульдозеристом, водителем катка, машинистом крана или еще кем-то вроде. За примерами для подражания ходили недалеко, на соседнюю стройку. Там эти могучие, суровые и пропахшие соляркой дядьки за рычагами тяжелой техники казались пацанам героями покруче космонавтов. А уж сами членистоногие механизмы просто завораживали. Но давным-давно заржавел на свалках несовершенный трактор тех лет, а ему на смену пришли сверхновые машины. Такие, как экскаватор – погрузчик Terex TLB 840 —его только что представили в России.
С размахом
Представительство американской корпорации Тегех открылось у нас в 2007 году, и сейчас в сетевом потенциале около 40 дилеров. Основная территория сбыта техники —Центральная часть России, до Урала
Что за техника? Перечислять долго. В сравнении с Тегех какой-нибудь VW выпускает лишь один вид продукта —автомобиль. А Тегех предлагает нашему рынку 18 одних только разделов. Не моделей! То есть каждому разделу соответствует свой модельный ряд, а каждая модель, скажем, грейдера, имеет несколько версий. Машины выпускают и под разными марками, среди них такие известные, как Atlas, Demag или Tatra. Сложно представить громадье «ассортимента»!
Экскаваторы – погрузчики Тегех производит уже полвека. Новый TLB 840 делают в Британии —он относится к ряду машин для еврорынка. Кстати, главный конкурент погрузчика в нашей стране —британский же JCB, номер один в нише. Как утверждают представители Тегех, он же и единственный серьезный соперник. Ну так и TLB 840 —аппарат тоже… нешуточный.
Это интересно
Обойдемся без громоздкого описания улучшений конструкции и подробных характеристик вроде расхода главного гидронасоса, градусов вращения ковша и глубины врезки. Редкий пункт, знакомый большинству —максимальная скорость, —и тот включает непривычное значение: 20 км/ч задним ходом. Техника все же узкоспециальная. И продвинутая! Вкратце: экскаватор – погрузчик стал еще универсальнее и производительнее, еще проще в обслуживании и еще комфортнее. Новая кабина удобством повергла бы в шок трудяг со стройки нашего детства. Да что там, владелец иного современного автомобиля проникнется. Обзорностью —уж точно.
Смотреть на TLB 840 с «автомобильной» точки зрения очень интересно. Механизм из параллельного мира, но —поди ж ты —многое сходится. Например, стремление производителя соблюдать экологические нормы Euro 4 без ущерба для производства. Или важность адаптации для разных стран —не только климатической, но и… социальной. Скажем, для компактной Европы предложены вертикальные гидроопоры —не размашистые откидные. Или еще любопытный момент. В серии для стран Восточной Европы маленькие евроджойстики управления стрелой меняют на традиционные длинные рычаги по центру. Ведь верно, нашим мужикам так привычнее: джойстики для них слишком хрупкие, еще отломишь в запарке. Специалисты Тегех угадали? Ничего подобного. TLB 840, как и другие машины, создавали в тесном сотрудничестве с потребителями. Это автодизайнеры стремятся подгадать, а на стройке все функционально, строго «по заявкам».
Важно, что при всей своей сложности TLB 840 на удивление легок в управлении. Техника без опасности.
Список опций удивляет не меньше остального. Кроме кондиционера, ничего схожего с автомобильным оснащением. На заказ предлагают: передние крылья, противовесы, дополнительные огни, сигнал о движении задним ходом, антивандальные крышки, ковши разного объема.
В списке девять видов навесного оборудования. Грузовые и сельскохозяйственные вилы, уборочная щетка, гидромолот… Автосцепка позволяет менять навеску, не выходя из кабины —с пульта, а захват адаптирован под ковши фирм – конкурентов! Как зарядный блок для мобильника любой марки. И таких умных решений у TLB 840 еще много.
Просто работа
Смотришь, как изобретательно и проворно орудует Тегех на стройплощадке —разворачивается почти на месте, тянет телескопическую рукоять и целится в высокий кузов самосвала, откусывает куски мерзлого фунта двухчелюстным захватом, —и думаешь: такому бы в «Трансформерах» сниматься. Чадяще – гремящее и сочащееся маслом на фоне киногеничного TLB неактуально. Полноприводную машину приводит дизель Perkins, коробка автоматическая 4 – диапазонная, кабина с виброшумозащитой и тонировкой. Даже с «музыкой». Цивилизация. В помощь оператору —не механизатору! —полезные системы вроде блокировки дифференциала, самовыравнивания ковша или… Не поверите, тут есть кнопка «повтор»: ее нажимают после разгрузки, и стрела возвращается в исходное положение для захвата новой порции. Опять завидуешь экскаваторщику, как в детстве.
Право, Тегех должен устанавливать на свою технику сигнализацию. Ведь угонят! Из любопытства.