Неисправности тормозной системы автомобиля оказывают непосредственное влияние па безопасность движения.
К основным признакам неисправности тормозной системы относятся слабое действие тормозов, плохое растормаживание или заклинивание колес, неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси, попадание воздуха в систему гидравлического привода и утечка тормозной жидкости.
Слабое действие тормозов наблюдается при нарушений регулировки тормозных механизмов и привода, загрязнении или замасливании тормозных колодок, попадании воздуха в систему привода и утечки тормозной жидкости. На некоторых автомобилях малая эффективность действия тормозов может быть связана также с нарушением работы усилителя тормозов.
Плохое расмормаживание колес связано с отсутствием свободного хода педали тормоза, засорением компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре, увеличением сопротивления обратному перемещению поршней колесных цилиндров, ослаблением или поломкой стяжной пружины колодок.
Неравномерное действие тормозных механизмов колес одной оси вызывает увод или занос автомобиля в сторону при торможении и происходит чаще всего из-за неправильной регулировки тормозных механизмов. Попадание воздуха в систему гидравлического привода снижает эффективность действия тормозов, что проявляется в уменьшении упругости при нажатии на тормозную педаль. Для нормального торможения и этом случае необходимо нажимать на недель несколько раз.
При утечке жидкости из привода в результате нарушения его герметичности тормозная система может отказать в работе.
Диагностика технического состояния тормозной системы автомобиля проводится при ходовых или стендовых испытаниях. Ходовые испытания позволяют оценить эффективность действия тормозной системы по замедлению и тормозному пути автомобиля. Испытания проводят на ровном сухом горизонтальном участке дороги с коэффициентом сцепления не менее 0,6. Автомобиль разгоняют до определенной скорости и резко тормозят нажатием на педаль рабочей системы тормозов при выключенном сцеплении. Неисправности тормозной системы при диагностике на стенде обнаруживают по ходу педали тормоза, зазору между колодками и барабаном, сопротивлению вращению незаторможенного колеса и скорости оттормаживания.
Работы по техническому обслуживанию тормозной системы.
Эти работы заключаются в устранении подтеканий жидкости, удалении воздуха из гидропривода, регулировке зазора между колодками и барабаном, регулировке свободного хода детали и механическою привода стояночной системы, проверке работы усилителя тормозов. Подтекание жидкости из системы гидропривода тормозов устраняют подтяжкой резьбовых соединений в магистрали привода, а также заменой пришедших в негодность шлангов, трубопроводов, манжет и других деталей.
Воздух из гидропривода тормозной системы автомобиля удаляют в такой последовательности:
– проверяют уровень тормозной жидкости в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доливают жидкость до нормы;
– снимают резиновый колпачок с клапана / выпуска воздуха колесного тормозного цилиндра и на него надевают резиновый шланг, конец которого опускают в банку с тормозной жидкостью;
– отвертывают на полоборота клапан выпуска воздуха и резко нажимают на педаль тормоза несколько раз;
– после окончания выхода пузырьков воздуха из шланга завертывают клапан при нажатой педали тормоза и далее прокачивают остальные колесные цилиндры.
После прокачки гидропривода тормозной системы педаль тормоза должна приобрести при нажатии «жесткость» и ход педали восстановится в пределах допуска. При прокачке следует постоянно добавлять жидкость в наполнительный бачок.