Регулировку фар обычно производят при ТО2, а также после замены лампы. Проверка производится при помощи прибора НИИАТЭ6; в этом случае экран не требуется.
Проверить направление светового потока можно и при помощи экрана. Выбирают ровную горизонтальную площадку, на ней устанавливают экран. Его поверхность должна быть белой, а линии разметки наносят черной краской. Давление воздуха в шинах должно быть в обоих колесах одинаковым и соответствовать норме. Подвеска автомобиля должна быть в исправном состоянии.
Передние колеса устанавливают в положение, соответствующее движению автомобиля по прямой линии; регулировка фар грузовых автомобилей и автобусов производится без груза и пассажиров. Во время регулировки фар легкового автомобиля водитель должен находиться за рулем.
Предварительно размечают экран. Для этого, как показано на рисунке 38, а, замеряют расстояние от пола до центра фар (размер Н) и проводят линию АА. Затем параллельно ей проводят линию ББ на расстоянии h (смотреть статью под номером 46). В таблице этот размер дается, а для некоторых автомобилей он подсчитывается. Например, замеряют расстояние от пола до центра фар (размер Н), для проведения ¦линии ББ нужно от размера Н отнять 40 мм и получим размер h.
Кроме того, проводят две вертикальные линии от центра оси движения, равные половине расстояния между центрами фар «В». Пересечение этих линий дает центр Oi и 02 световых пятен. Включают дальний свет и поочередно закрывают правую и левую фару
Вначале регулируют внутренние фары при дальнем свете; центр светового пятна регулируемых внутренних фар должен быть смещен на 51 мм вниз от горизонтальной оси АА. При этом допускается отклонение центра светового пятна от горизонтальной оси фар ±51 мм и от вертикальной оси ±152 мм. Затем регулируют внешние фары.
При включенном ближнем свете верхняя граница светового пятна должна находиться на горизонтальной оси АА фар или смещена вверх—вниз от оси не более чем на 51 мм (смотреть статью под номером 38в). А от вертикальной оси II и II внешних фар левая кромка светового пятна должна быть смещена вправо от 51 до 152 мм. Регулировка внешних фар при дальнем свете и внутренних фар при ближнем сйете не производится.
Установка противотуманных фар. Противотуманные фары должны устанавливаться на высоте не ниже 25 см от пола. Расстояние от края автомобиля до фары должно быть 40 см, а расстояние между фарами — не менее 60 см. Свет фар по горизонтали должен быть симметричен оси автомобиля, и центр светового пятна должен достигать поверхности дороги не далее 20 м от автомобиля.
Проверка контрольноизмерительных приборов светонепроницаемым материалом. Наблюдают при этом, размешается ли центр светового пятна обеих фар соответственно с точками Oi и Ог. При несоответствии производится регулировка перемещением оптического элемента фары влево — вправо или вверх — вниз, пока центры световых пятен фар не совпадут с точками Oi и 0%. Регулировку производят боковыми или верхними регулировочными винтами. После регулировки фар и установки ободков производят повторную проверку.
Регулировка четырехфарной системы освещения дороги. По рекомендации SAE автомобиль устанавливают от экрана на расстоянии 7,62 м. Размечают экран, как показано на рисунке 386, следующим образом: замеряют расстояние от пола до центра фар (Н) и прочерчивают на экране горизонтальную прямую АА, равную Н, чертят вертикальные I и I, II и II линии, равные половине расстояния между центрами регулируемых фар.
Датчик и приемник указателя уровня топлива можно проверить, не снимая их с автомобиля. Для этого мерной посудой заполняют бак топливом по указателю. Более точную проверку производят прибором модели 531: закрепляют на крышке прибора проверяемый датчик, подключают аккумуляторную батарею, кладут на рычаг поплавка датчика плечо ползунка, а на градусной шкале отмечают степень наполнения бака 0; 1/4; 1/2 и П. Включив прибор, передвигают ползунок вместе с рычагом поплавка датчика в соответствующее положение степени наполнения бака, а по шкале микроамперметра производят отсчет, который должен соответствовать данным таблицы 47.
В случае несоответствия снимают крышку датчика, ослабляют винт крепления реостата и производят регулировку поворачиванием его.
Проверка приемника указателя уровня топлива также производится прибором модели 531. К прибору подключают приемник. Затем на нем устанавливают переключатель в положение 0; 1/4, 1/2; П и полученные данные сличают с контрольными таблицы 48.
Если указатель дает погрешность сверх допустимой, то необходимо произвести регулировку (перемещением катушек).
Для проверки указателей температуры воды снимают датчик и приемник, помещают их в сосуд, наполненный водой. Нагревают его, но предварительно к аккумуляторной батарее подключают последовательно приемник и датчик. В процессе нагрева наблюдают за показаниями термометра. Если приборы показывают неправильно, поочередно заменяют датчик, приемник и производят повторную проверку. Указатель температуры воды можно проверить на приборе модели 531; проверка производится совместно или раздельно. Для совместной проверки датчика и приемника его помещают в стакан прибора, наполняют водой на 75% емкости. Корпус датчика соединяют с клеммой «М» генератора, а клемму датчика — с проводом приемника. Показания приемника при кипении воды в приборе не должны превышать 100°±5°С.
Датчик проверяют аналогичным образом. Его также помещают в стакан и доводят воду до кипения. При включении микроамперметра он должен показывать 12—17 мкА.
Указатель давления масла можно проверить по контрольному манометру, подключив его в главную масляную магистраль системы смазки. Проверить датчики и приемники можно на приборе модели 531. Для этого датчик помещают в прибор и соединяют его с «массой» автомобиля, нагнетают воздух насосом прибора в камеру до давления 2 кТ/см2 по приемнику. По контрольному манометру давление должно быть в пределах 1,6—2,4 кГ/см2.
Увеличиваем давление до 5 кГ/см2 по приемнику, которое по контрольному манометру должно быть 4—6 кГ/см2. При несоответствии производят раздельную проверку. Подключают датчик, нагнетают воздух в камеру насосом до давления 2 кГ/см2. Контроль осуществляется с помощью контрольного манометра. При включении микроамперметра показания его должны составить 63—79 мкА.
Затем нагнетают воздух до давления 5 кГ/см2, показания микроамперметра должны быть 120—150 мкА, а при нулевом давлении в камере показания микроамперметра должны быть 7—14 мкА.
Приемник давления масла проверяется аналогично приемнику указателя температуры воды. Устанавливают стрелку приемника реостатом прибора на делении 0, затем 2 и 5. Показания микроамперметра должны быть 44—60, 129—143, 184—200 мкА. При несоответствии приемник можно подрегулировать смещением регулировочного сектора. Регулировку датчика можно произвести изменением усилия сжатия контактов, вращая регулировочный сектор.
Проверка ножного и центрального переключателей, включателя стопсигнала. Ножной переключатель проверяется в двух положениях, в одном положении (смотреть статью под номером 39а) должна гореть одна лампа 2. а при переключении должна загораться другая 4, а первая лампа 2 гаснуть.
Проверку включателя стопсигнала производят на специальном стенде, который снабжен специальным насосом и создает давление до 6 кГ/см2 (смотреть статью под номером 396). Если исправен включатель, то лампочка 4 должна загораться при давлении в системе 3,5—6 кГ/см2. При несоответствии этим показателям включатель стопсигнала заменяется.
Центральный переключатель проверяется в различных положениях (смотреть статью под номером 39в). Для этого подключаются лампы к зажимам переключателя. В первом положении штока переключателя все лампы не должны гореть, во втором положении должны гореть лампы / и 2, в третьем положении штока переключателя должны гореть лампы 2, 5, 6. Если при соответствующих положениях штока лампы не загораются, переключатель следует разобрать и проверить.
Проверка и регулировка электромагнитной муфты включения вентилятора. В автомобилях ГАЗ24 (смотреть статью под номером 40) проверяют зазор между электромагнитом 2 и якорем 3, который должен быть в пределах 0,3—0,5 мм. В случае необходимости производится регулировка тремя болтами /. Для этого отпускают контргайку 4 и вращением болтов 1 устанавливают равномерный зазор по всей окружности.
Также проверяется состояние щетки и контактного кольца. Изношенную щетку заменяют, замасленное кольцо протирают и зачищают тонкой стеклянной шкуркой. Проверяется усилие пружины щетки, которое должно находиться в пределах 180—260 г.
Проверка датчика электромагнитной муфты. Проверяют исправность, погружая датчик в воду. При этом соединяют датчик с аккумуляторной батареей через контрольную лампу (только резьбовую часть) и подогревают воду. При достижении температуры 90—97° контакты в датчике замыкаются и контрольная лампа загорается. При охлаждении воды до температуры 78—85° контакты должны размыкаться и контрольная лампа гаснуть. Если температура включения не соответствует, то датчик следует заменить.
Проверка и регулировка сигналов. Ежедневно перед выездом следует проверять действие сигналов, а при проведении технического обслуживания — проверять крепления сигналов, наконечников проводов, зачищать контакты прерывателя, реле, а также при надобности производить регулировку звука.
Регулировка силы звука достигается изменением силы тока в цепи путем изменения силы прижатия контактов прерывателя с помощью гайки / (смотреть статью под номером 41). Тон звука регулируется изменением зазора между якорьком 2 и сердечником 3, который должен быть в пределах 0,7—0,8 мм. Вначале при помощи гаек 4 и 7 устанавливают пластину 5 параллельно якорьку 2; ослабляют гайку 6 и, вращая якорек 2, устанавливают необходимый зазор.
Реле сигналов при необходимости регулируют так, чтобы зазор между якорьком и сердечником был в пределах 1 —1,2 мм (регулируется подгибанием ограничителя подъема якорька).
Напряжение включения контактов должно быть в пределах 6— 8 В и регулируется изменением натяжения пружины путем подгибания кронштейна крепления пружины. Зазор между контактами имеет пределы 0,4—0,7 мм; регулируется подгибанием стойки.