Наверное, каждый, кто интересуется автомобилями, хоть раз в жизни задавался вопросом: почему наши грузовики не продаются на Западе? Ведь «Лада-Самара» находит своего западного, пусть и малоимущего, покупателя.
Длительное время наши компетентные товарищи старались избегать ответа на этот щекотливый вопрос и отделывались рассуждениями о том, что советские грузовики экспортируются во многие страны мира и в достаточно больших количествах (35—тысяч а год). Теперь можно говорить более определенно. По моему убеждению, отсутствие наших грузовых автомобилей на европейском рынке имеет две основные причины: недостаток технического уровня и нежелание западных автотранспортных компаний пользоваться непроверенными «темными лошадками» с плохой репутацией в таком непростом бизнесе, как автоперевозки.
Что означает недостаток или отсутствие технического уровня? На практике —несоответствие нормативам, принятым в Европе, по ряду технических параметров автомобиля. Для грузовиков, эксплуатируемых, например, в странах Европейского Сообщества (ЕС), эти нормы установлены Директивами ЕС, обязательными к исполнению. Отвечает им машина данной марки и модели или нет, определяют ее сертификационные испытания, и только после них она допускается к эксплуатации на дорогах.
В отличие от автомобилей ВАЗ, которые выдерживают эти испытания, большая часть других наших машин не сдает такой весьма сложный «экзамен». Дело в том, что требования, например, к токсичности выбросов дизелей во всем мире ужесточаются. В результате модель, которая в 80-е годы прошла сертификационные испытания, как тот же КамАЗ, не соответствует новым требованиям. Но даже когда получено разрешение на эксплуатацию, проникновение автомобиля на новый для него рынок не гарантировано. Чтобы серьезный бизнесмен, занимающийся перевозками, обратил свое внимание на какую-то модель, она должна иметь не только высокую репутацию. Потенциальному покупателю нужны доказательства того, что эта машина в эксплуатации будет более прибыльной (экономически эффективной), чем та, которая у него есть. Естественно, у наших КамАЗов и ЗИЛов таких аргументов пока нет и неизвестно, когда будут. Дешевизна не спасет положения, максимум, на что можно рассчитывать —автомобильные рынки Азии и Африки (советские грузовики покупали по 2—тысячи в год Афганистан, Вьетнам, Египет, Ирак, КНР, Куба).
На европейском рынке господствуют семь компаний: «Мерседес-Бенц», ИВЕКО, МАН, «Волво», «Рено», ДАФ и «Скания». Уровень их производства еще недостижим для российской промышленности, но почему бы не поинтересоваться, что за ним стоит. А за этим стоит упорная и целенаправленная борьба равных среди равных, цель которой —дать потребителю самый лучший грузовик и, конечно, максимально использовать для этого средства массовой информации и рекламу.
Семнадцать раз проводился конкурс «Лучший европейский грузовик года». Независимое жюри состоит из специалистов 13 стран, работающих в европейской транспортной системе. Мнение жюри складывается из оценок по ряду критериев. Главный среди них —высокая эффективность автомобильных перевозок, оцениваемая не только величиной эксплуатационных расходов на тонну перевезенного груза, но и достигнутым уровнем безопасности, комфортабельности конструкции и т. д.
Второй год подряд успех приходит к транснациональной компании ИВЕКО. «Лучшим грузовиком 1992 года» названо семейство моделей «Еврокарго» полной массой 6—тонн, а на 1993 год почетный титул присужден семейству «Евротех», появившемуся на европейском рынке в середине 1992 года. Новые машины относятся к классу тяжелых грузовиков, в которых полностью используются допустимые весовые и габаритные ограничения, принятые на дорогах ЕС. Прямыми аналогами таких машин у нас являются только белорусские МАЗы и некоторые модели КамАЗов. Основное назначение моделей «ИВЕКО-Евротех» —перевозка грузов на средние и большие расстояния с высокой интенсивностью эксплуатации (до 150—180 тысяч километров в год).
Новое семейство выгодно отличается от своих предшественников такого же назначения —серий «Турбостар» и «Турботех» —новыми кабиной и шасси, более мощными двигателями, хотя внешне эти автомобили схожи.
Основные особенности «Евротеха», отмеченные жюри:
большое количество модификаций, изготовляемых на основе стандартных комплектующих;
полное соответствие семейства всем техническим требованиям и стандартам активной и пассивной безопасности; рациональное использование материалов (так называемая «весовая культура»); минимальная продолжительность и стоимость технического обслуживания и ремонта;
превосходные условия работы водителя независимо от назначения машины.
Семейство «Евротех» включает 38 основных комплектаций грузовиков, различающихся количеством осей, полной массой и назначением. Пока предлагаются только три дизеля различной мощности, причем двигатель мощностью 375 л. с./276 кВт при рабочем объеме всего 9495 см имеет наивысшую среди европейских аналогов литровую мощность —39,5 л. с. с литра рабочего объема. В ближайшее время ожидается появление и более мощного, чем на предыдущей серии «Турбостар», восьмицилиндрового V-образного дизеля мощностью около 520 л. с, который обеспечит «Евротеху» достаточную конкурентоспособность в классе тягачей пятисотсильной мощности.
Как известно, ИВЕКО —первая из крупных западноевропейских компаний, заключившая контракт с Уральским автомобильным заводом для совместного изготовления тяжелых грузовых автомобилей-самосвалов. В 1991 году ИВЕКО вышла на второе место (после «Мерседес-Венца») в Европе по сбыту тяжелых грузовых автомобилей полной массой свыше 15 т с долей в 14,0 % от реализации. Поскольку эта фирма интенсивно ищет новые рынки, не забывает она и о странах СНГ. В недалеком будущем ожидается появление специальной комплектации (или даже модификации) модели «Евротех», рассчитанной на дорожные условия европейской части этих стран. Словом, ИВЕКО серьезно намерена предоставить для определенного сектора рынка вариант семейства, который там необходим. В октябре 1992 года фирма ИВЕКО провела на территории Западной Украины специальные лабораторно-дорожные исследования, чтобы определить степень разрушающего воздействия наших дорог на детали и узлы рамы, элементов крепления, подвески и агрегатов шасси своего магистрального тягача и полуприцепа. Как заявил один из немецких специалистов, эти данные крайне интересны и важны, так как открывают перед фирмой перспективу создания работоспособных конструкций для более тяжелых условий эксплуатации.
Не исключено, что уже в скором будущем на наших дорогах появится серьезный конкурент МАЗам, КамАЗам. Так что конкурс конкурсом, но его итоги —«информация к размышлению».