Контуры будущего

Контуры будущего

Ежегодный январский автосалон в Детройте, автомобильной столице США, пожалуй, наиболее известное и престижное из всех подобных мероприятий, проводимых на СевероАмериканском континенте. Пусть американская автомобильная промышленность под натиском японских компаний постепенно сдает свои позиции, этот факт никак не влияет на главное. А главное то, что рынок США и Канады —лакомый кусочек для любого производителя автомобилей, ибо здесь ежегодно продается 16—миллионов самых разных легковых и грузовых машин. Это больше, чем в странах Западной Европы.

Несколько слое об американской автопромышленности. Постепенно «большая тройка» «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» уступают свой домашний рынок японским компаниям. Если в 1971 году доля «большой тройки» в продаже легковых машин составляла 84,9 %, то к 1981 году она снизилась до 71,8 %, а в 1991 году составила только 64,2 %. Постепенно снижается и показатель абсолютной продажи легковых автомобилей. Последний ее пик приходится на 1986 год, когда было продано около 11,6 миллиона машин. В 1991 году эта цифра уменьшилась до 8,2 миллиона —уровень 1982 года. Впрочем, циклическое снижение уровня продаж —это нормальное явление в торговле, так что вскоре следует ожидать подъема.

Основа парка легковых машин в США на начало 90-х годов —автомобили американского производства. Их доля составляла около 73 %, из которых около 42 % —все марки «Дженерал моторе», примерно 19 —марки «Форда», а остальные 12 % приходятся на долю «Крайслера» и уже не существующего «Америкэн моторе». Японских машин много —около 17 %, а европейских —менее 10 %. Интересно, что год от года сбыт машин европейского производства падает и в 1991 году снизился до 4,1 %. В США многие считают, что «Мерседес-Бенц» и БМВ слишком дороги для тех потребительских качеств, которыми обладают. Так что японские компании вытесняют с американского рынка не только самих американцев, но и европейцев. В 1991 году впервые доля продаж японских машин превысила 30 %, то есть больше, чем у «Форда» и «Крайслера» вместе взятых. Но плохо ли от этого покупателям? Хотя ввоз японских машин в США искусственно ограничивается, никто и ничто не мешает проникновению на Американский континент японской технологии. И в дополнение к машинам, которые поставляет Япония, наращивается производство японских автомобилей на территории США и Канады.

Сегодня только в США работают восемь японских автосборочных заводов, изготовляющих ежегодно и преимущественно из американских комплектующих около 2 миллионов легковых машин. Они идут в продажу как под «материнскими» названиями («Субару», «Исудзу»), так и под собственными марками. Например, «Акура» —это видоизмененная и приспособленная для США «Хонда», марка «Лексус» —«Тойота», а «Инфинити» —«Ниссан». Причем некоторые модели были спроектированы и выпускаются только в США («Акура-Аккорд» или «Лексус-СК-400»). Часть автомобилей японского производства идет под американскими марками. Например, «Форд-Эскорт» и «Меркюри-Трайсер» —фактически «Мазда-323/Протеже», а «Додж-Кольт» и «Игл-Саммит» —«Мицубиси-Лансер» и т. д. Очевидно, патриотические чувства не сильно беспокоят на этот счет американского потребителя. Какая ему разница, кто изготовил его машину. Главное, чтобы она была хорошей и дешевой. Что ни говори, а принципы свободной торговли —хорошая штука для покупателя! Вот бы и российское правительство об этом думало, прежде чем вводить непомерные налоги на импортные легковые машины, создавая тем самым новые возможности для роста цен на ВАЗы и «москвичи».

На Детройтском автомобильном салоне 1993 года экспонировалось свыше 750 (!) моделей легковых и грузовых машин. Многочисленным посетителям было на что посмотреть. Экспозицию можно условно разделить на две части: концепт-кары и обычные новые машины, которые через некоторое время поступят в продажу. Цель демонстрации концепт-каров —прощупать реакцию покупателей на новый дизайн, уровень комфорта, другие характеристики. Детройтский салон обычно изобилует такими машинами, ибо удачно найденные новый облик, новая грань применения могут привести к рыночному успеху и росту репутации фирмы.

К сожалению, эти концепт-кары вряд ли могли бы быть полезны российскому потребителю. Например, зачем нужен скоростной открытый пикап «Форд-Рейнд-жер-Джукбокс», на котором смонтирована музыкальная установка мощностью в две с половиной тысячи ватт (!) о восьми динамиках? Что-нибудь возить или просто как элемент передвижной танцплощадки? Правда, есть и другие концепт-кары наподобие «Джипа-Экко» или «Крайслера-Тандерболта». Первый —это легкая экономичная машина для движения по всем дорогам. Так, очевидно, представляют себе инженеры «Крайслера» будущий полноприводный компактный автомобиль. Дизайн «Крайслера-Тандерболта» своеобразен, это особое направление, ярким образцом которого явился «монстр» «Додж-Вайпер». Однако у «Крайслера-Тандерболта» закрытый кузов «купе», машина относительно «слабосильна» (272 л. с/200 кВт) и весьма комфортабельна, как и подобает «персональной» машине марки «Крайслер».

Много экспонатов представила компания «Форд». Среди них выделялись, как сказано выше, удивительный «Форд-Рейнджер-Джукбокс» и прототип («Форд-Мустанг-Мах-lll») суперскоростной машины наподобие тех, которые уже есть у конкурентов —«Дженерал моторе» и «Крайслера». Но, как представляется, время уже упущено, «мустангам» едва ли удастся вернуть былую славу и противостоять «Вайперу» или «Корвету». «Форд» представил еще две довольно дешевые модели и тоже для любителей скоростной езды —серийные «Мустанг-Кобру» и пикап «Форд-Ф150-Лайтнинг» с двигателями мощностью соответственно 238 л. с/175 кВт и 243 л. с/179 кВт. Последний имеет достаточно хорошие динамические показатели на уровне самых мощных легковых фордовских машин, он обладает удельной мощностью около 135 л. с. на тонну снаряженной массы.

Вообще, говоря об американских пикапах, нужно отметить, что для них не редкость многолитровые восьмицилиндровые двигатели мощностью в 210—240 л. с.

Кроме этих машин, были показаны и две серийные новинки —«Линкольн-Марк-VIII» и «Меркюри-Вилиджер». Новый «Линкольн» относится к машинам, предназначенным для индивидуального вождения, в отличие, скажем, от «Лин-кольна-Таун-Кар», где «заруливать» должен наемный водитель, а владелец сидит сзади. «Линкольн-Марк-VI11» вобрал в себя все последние достижения в области дизайна и комфорта. Именно эти качества смогут отвлечь богатых покупателей от «кадиллаков», «лексусов», «мерседесов» и БМВ. «Меркюри-Вилиджер» —первый фордовский универсал повышенной вместимости, но опоздавший относительно крайслеровского конкурента («Плимут-Вояджер») на восемь лет и на три года —от «Дженерал моторе» («Понтиак-Транс-Спорт» и др.).

Новая машина создана, очевидно, на базе семейства «Форд-Торус/Меркюри-Сейбл» и имеет переднеприводную компоновку с поперечным шестицилиндровым двигателем в 142 л. с/ 105 кВт. Ее отличительная особенность —повышенный уровень комфорта, присущий марке «Меркюри», и 14 (!) вариантов планировки мест для сидения и размещения багажа.

Готовясь к очередному ужесточению нормативов токсичности отработавших газов, «Форд» впервые серийно выпускает новую модификацию «Форд-Торус-ФФВ», двигатель которого может работать не только на бензине, но и на новом экологически чистом топливе марки М85 (85 % метанола и 15 % бензина).

Лидер американского автомобилестроения, слегка помятый конкурентами, но все еще могучий, концерн «Дженерал моторе» в этот раз ориентировался только на серийную технику. Даже перспективный «Олдсмобил-Аврора» рекламировался в качестве серийной модели 1995 модельного года, хотя нетерпеливым покупателям корпорация начнет продавать его уже весной 1994 года.

Существенно обновились в этом году автомобили «Кадиллак». В дополнение к новейшему восьмицилиндровому тридца-тидвухклапанному двигателю «Нортстар» рабочим объемом 4565 см3 и мощностью 299 л. с./220 кВт появилась новая модель «Флитвуд» классической компоновки. Благодаря двигателям «Нортстар» «Кадиллак» сразу поднялся над большинством конкурентов, у которых пока нет моторов такой мощности. Возможно, поэтому впервые за долгие годы фирма «Кадиллак» решила официально указывать для своих автомобилей вполне «приличные» теперь максимальную скорость и динамику разгона. Например, для самой дорогой «персональной» модели «Алланте» объявленная максимальная скорость поднялась до 241 км/ч (150 миль/ч), а время разгона с места до 100 км/ч —7,6 с.

Большой популярностью в Америке пользуются псевдоспортивные модели-двойники «Шевроле-Камаро» и «Понтиак-Файерберд». Новое поколение этих недорогих, но красивых и стремительных автомобилей для любителей быстрой езды продолжает традицию этих машин в классе спорткаров.

Семейство автомобилей марки «Сатурн», считающихся сегодня едва ли не самыми высококачественными из дешевых малогабаритных машин, дополнилось моделью с кузовом «5-дверный универсал». Это позволит найти новых покупателей на «Сатурн» среди многодетных семей.

Автомобили марки ГЕО, самые малогабаритные машины «Дженерал моторе», дополнены новой моделью «Призм», которая на самом деле далеко не маленькая —по габариту и вместимости заметно больше, чем ВАЗ-21099.

Этот поверхностный обзор экспонатов Детройтского салона создает лишь общее впечатление об огромном и многоликом мире —неповторимом североамериканском автомобильном рынке. Но вы сможете представить себе, на каких машинах будет передвигаться Америка через три —пять лет и какой путь предстоит пройти нам.

Добавить комментарий