Презентацию своей новой модели «Ксантия» фирма «Ситроен» устроила в Севилье. Три модификации, как три сестры, с разными характерами, а журналисты, словно свахи, должны с ними встретиться, познакомиться и потом репортажами, отчетами, тестами выявить достойных партнеров.
Слово «Ксантия», написанное по-французски, начинается с буквы «Икс» (она присутствует в индексах всех «ситроенов-ских» моделей). «Икс» всегда олицетворял неизвестность, тайну, загадочность, поэтому «Мадемуазель Икс», казалось, должна быть экстравагантной, тем более что пришла на смену модели «БИкс», угловатой и весьма заурядной по внешности.
Мадемуазель оказалась хорошо сложена и имела неуловимое сходство с последним «Пежо». И когда пресскит, который на презентации раздавали всем журналистам, сообщил, что у новой модели коэффициент лобового сопротивления Сх равен 0,3, это не вызвало сомнений. В самом деле: со 103-сильным мотором при снаряженной массе 1176 кг развивать антиблокировочной системой в приводе тормозов и множеством различий в деталях (тонированные стекла, обтянутый кожей руль и др.), на которых позволю себе не останавливать внимание, перечень очень длинный.
А где возгласы восхищения? Вы их, конечно, ждали, все-таки «Ситроен» щедр на технические сюрпризы. Помните его экспериментальную модель «Актива-2»? Неужели «Ксантия» от нее ничего не унаследовала?
Да, «Идрактив-2» относится к тем незаурядным инженерным решениям, которым обязан привычный нам имидж «ситроенов». Это система уже второго поколения так называемой активной гидропневматической подвески колес, которая в зависимости от дорожных условий изменяет свои характеристики. На разбитой дороге «Идрактив-2» мягко обтекает неровности, амортизирует размашистые колебания колес. Лишь только выдается ровный участок, по команде компьютера характер подвески меняется: она становится жестче, ее колебания уменьшаются, она держит автомобиль в «узде» на высокой скорости, как будто он перевоплотился в спортивную модель. На отдельные неровности или гладкие участки она не реагирует —разграничивает случайные и систематические явления.
Пять датчиков постоянно питают компьютер нужной информацией, а он на ее основе каждые 0,05 секунды принимает решения и посылает команды исполнительным гидроклапанам. Получается, что 20 раз в секунду прибор находит наивыгоднейшее сочетание параметров подвески, такое, чтобы автомобиль на любой дороге мог идти с высокой скоростью, без особых усилий со стороны водителя и без неудобств для путешествующих. Не чудо ли? Подозреваю, что вы засомневались в этом. Тогда в путь.
Где тут дорога похуже? Вот оно, провинциальное шоссе. Лет пятьсот назад, может быть, Дон Кихот пылил тут на своем Россинанте меж капустных полей. Сейчас перед нами пятиметровая полоса грубого асфальта, плохо размешанного и наполовину засохшего еще при укладке. И обочины, которые плавно переходят в глинистую землю. Как в России.
«Мадемуазель Икс» по такой дороге буквально летит. На спидометре 140—150. Машину не таскает от обочины к обочине, и не нужно без конца корректировать рулем ее вынужденные рывки в стороны. Все кажется таким естественным, что вроде бы ничего особенного не происходит. Но вспомните езду на «Ладе» в аналогичных условиях и вы поймете разницу.
Если опустить окно, то по гулу шин можно сразу понять, что за дорога под колесами. И тогда хочется без конца восхищаться компьютером, «Идрактивом-2» и создавшими их инженерами.
«Идрактив-2», кроме умения подстраиваться под дорогу, обладает свойством поддерживать неизменным заданный дорожный просвет независимо от нагрузки и ее распределения. Иными словами, при торможении нет «клевков», при разгонах —«приседаний», а во время прохождения поворота не ощущается крен. На левом повороте карандашик по верху панели приборов резко катится вправо, но машина идет ровно. И это даже обескураживает: обычно крен, словно стрелка, указывает на то, как резко ты проходишь поворот, а тут подобного указания (сигнала, предупреждения) нет. Как на машине формулы 1.
К слову о формуле 1. Там последним достижением считаются «думающие» или, как их еще называют, адаптивные системы подвески колес. Прецизионные клапаны, распределители и другие узлы гидросистем поставляет большинству гоночных «конюшен» монополист —американская фирма «Муг». А «Ситроен» без посторонней помощи с 1955 года (тридцать восьмой год!) сам делает не только узлы таких систем, но и специальные станки для их изготовления, причем не единичных образцов, а серийных.
Конечно, гидропневматическая подвеска творит чудеса. Прокололи камеру? Надо поддомкратить машину и поставить «запаску». Но на «Ксантии» нет домкрата. В шоферском инструменте вместо него —деревянная чурка.
«Идрактив» позволяет с места водителя изменять дорожный просвет машины. Можно заставить «Ксантию» буквально лечь на брюхо, например, на стоянке, и ни одним новомодным захватом не удастся дорожной полиции ее арестовать, если машина не припаркована «где положено». Автомобиль спокойно «поднимается на дыбы», когда нужно ехать по проселку. Если же, «задрав» машину, подставить у нужного колеса чурку, а потом опустить кузов, то и получается эффект домкрата. Загружая в багажник громоздкую или тяжелую поклажу, можно, пользуясь особенностями этой системы, предельно опустить автомобиль. Правда, порог пятой двери у «Ксантии» расположен достаточно низко, всего в 664 мм от земли (кстати, у «Москви-ча-2141» эта высота —820 мм), но благодаря «Идрактиву» можно опустить его до уровня 600 мм (как у ВАЗ-2104). Это очень бы подошло для российских условий. Но как поведет себя жидкость, которой заполнена система, в 40-градусный мороз? Что если при продолжительной езде по плохим дорогам на высокой скорости сферические емкости подвески нагреются и жидкость закипит? Это покажут лишь испытания в нашей глубинке.
Мы перечислили далеко не все неожиданные технические решения. Вот, например, еще одно: задние колеса при движении на повороте сами отклоняются на небольшой угол, чтобы автомобиль лучше вписался в кривую. Есть и другие полезные новшества, которые в совокупности с уже названными делают новый «Ситроен» кандидатом на звание «Автомобиль 1994 года».
Приготовьтесь к тому, что на модификации «16В» вы найдете не только головку цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя распределительными валами, но и гидравлические толкатели, и двухпоточную впускную систему. Последняя позволяет на разных режимах работы направлять воздух в систему питания по каналам разной длины и получать выгодные характеристики крутящего
момента в диапазоне средних оборотов. Что это: прихоть фирмы, результат настойчивых действий неукротимого изобретателя? Поверьте, нет. Проведем мини-анализ рынка автомобилей класса, к которому относится «Ксантия». Доля его в общем количестве продаваемых в Европе легковых машин внушительна —21,4 %. Среди них —«Рено-21», «Пе-жо-405», «Ситроен-БИкс» из Франции, «Опель-Вектра», «Ауди-80», «Фольксваген-Пассат» и «Форд-Сьерра» из Германии, изготавливаемый в Англии «Ниссан-Примера», итальянский «ФИАТ-Темпра», испанский «СЕАТ-Толедо». Как видим, конкуренция жесткая и моделей-слабаков тут нет. Покупает публика расчетливая. Преимущественно это мужчины в возрасте до 45 лет. Из них у 91,3 % раньше уже был автомобиль, они имеют четкое представление о том, что им нужно, и очень требовательны.
Почти все модели в классе, о котором идет речь, совершенны технически, красивы, долговечны и надежны. В такой ситуации единственный выход —завоевывать ведущие позиции по отдельным направлениям, внедряя разнообразные технические новшества.
Многопозиционная (по расстоянию до педалей, высоте подушки, наклону и изгибу спинки) регулировка сиденья водителя —преимущество «Ксантии». Защитные брусья, встроенные в двери, кнопочное управление радиоприемником в ступице руля, внешнее оформление, кузов, изготовленный на 90 % из деталей с двусторонним цинкованием,—вот далеко не полный перечень достоинств автомобиля. Что-то из этого богатого набора автомобилиста приведет в восторг, к чему-то не будет лежать душа, но в любом случае нельзя не согласиться, что машина эта особенная, не такая, как большинство.
Теперь вернемся к «трем сестрам». Как они себя проявили при нашем первом знакомстве? Каждый из важнейших показателей оценен по пятибалльной шкале.
Скоростные качества. Все три модификации, по нашим меркам, очень быстроходны, а «16В» даже слишком. Привычная для большинства российских автомобилистов «крейсерская» скорость 100—км/ч —на самой мощной по двигателю «Ксантии» при включенной пятой передаче достигается всего на 3000 об/мин. По разгону даже самая слабая модификация не имеет себе равных среди отечественных моделей: с места до «сотни» за 12,5 секунды против 13 у ВАЗ-21083.
Если судить по характеру протекания крутящего момента, самый гибкий мотор у «Ксантии-2,0И» (видимо, для наших условий тоже), двигатель «16В» оставляет желать лучшего.
Экономичность. «Мадемуазель Икс» в этом отношении практически идет в ногу со своими основными соперниками в Европе. Но, похоже, у двигателей этого семейства («Ситроен-ИксЮ») резервы исчерпаны. И не случайно самую экономичную модификацию «1,8И» оснащают двумя разновидностями коробок передач: с «длинными» передачами —более экономичная, с «короткими» передачами —менее экономичная, но более приемистая.
Если сопоставлять «среднюю сестру» с двумя отечественными моделями («Москвич-2141» и ГАЗ-3102), по отношению к которым она занимает промежуточное положение, то по условному городскому циклу она расходует на 20 % больше топлива, чем «Москвич», и на 20 % меньше, чем «Волга». Конечно жаль, что нет дизельной модификации.
Управляемость. По впечатлениям от сравнительно малого пробега «ксантиям» свойственна нейтральная поворачиваемость —следствие сочетания привода на передние колеса, «самоуправляемых» задних колес и удачной кинематики подвески. Автомобиль образцово, с точностью до миллиметра, исполняет команды водителя и удерживает заданную ему траекторию без «отсебятины». Усилитель руля является стандартным оборудованием, и рулевое управление, пожалуй, чересчур легкое, иногда провоцирует на ошибки. Точность руля высокая, и для поворота передних колес от упора до упора нужно всего три оборота «баранки».
Ездовые качества. Превосходные с подвеской колес «Идрактив-2» и очень хорошие с гидропневматической подвеской первого поколения. «Мадемуазель Икс» —достойная коллега известному у нас «Ситроену-ИксМ», хотя, возможно, нашему автомобилисту потребуется определенное время, чтобы адаптироваться к особенностям ее подвески.
Безусловное достоинство «Ксантии» то, что она оснащена 14-дюймовыми (модификация «16В» даже 15-дюймовыми) колесами, которые могут игнорировать выбоины и неровности российских дорог.
Тормоза. Дисковые на всех колесах (передние —вентилируемые) и с усилителем. Очень эффективны. Антиблокировочная система только на машинах в исполнении «ВСИкс».
Место водителя. Удобно и комфортабельно. Поначалу непривычно найти на ступице руля место кнопки сигнала управления радиоприемником. Помимо того, что сиденье регулируется по расстоянию до педалей и наклону спинки, можно подобрать и соответствующий угол наклона рулевой колонки. Однако хотелось бы, чтобы при езде по извилиоым дорогам сиденье обеспечивало лучшую боковую фиксацию тела водителя и переднего пассажира.
За доплату «Ксантия» оборудуется сиденьем водителя с более сложной регулировкой и электроприводом. К тому же можно смещать вбок подушку, изменять изгиб спинки.
Не очень удобно расположено внутреннее зеркало заднего вида —приклеено к лобовому стеклу так, «то порой оно в поле зрения заслоняет светофор.
Вместимость и комфорт (SJ. Багажник о"Онь широкий (из-за специфической конструкции задней поднески у него плоское дно и низкий порог пятой двери). Стенка заднего сиденья из двух откидных частей (2/3 и 1/3 ширины) позволяет перевозить длинномерные грузы (лыжи, удочки, рейки, свернутую палатку). «Запаска» не отнимает пространства в багажнике: она находится над его днищем, а для облегчения доступа к ней можно гидравликой подвески «задрать» задок кузова. Комфортабельность просторного салона очень высока, что, впрочем, традиционно для этой марки. Даже пятеро в шубах не почувствуют в автомобиле тесноты.
Шумность. Все три разновидности моторов довольно шумны, даже модификации «2,0И» и «16В», у которых блок цилиндров уже не алюминиевый, а чугунный, лучше поглощающий звук. При открытых окнах хорошо слышны шум двигателя и гул шин. Но массивный капот, прекрасная звукоизоляция кузова, установка подвески колес на поперечинах, соединенных с кузовом через резиновые втулки, сводят шумовой эффект в салоне на нет. Во всяком случае, на скорости 120 км/ч ничто не мешает тихой беседе.
Безопасность. Сиденье с четырьмя ремнями безопасности, передние сиденья с подголовниками, регулируемое верхнее крепление ремней, защитные брусья в дверях —вот ее весьма эффективные элементы. Но последних новинок —надувных подушек безопасности, ремней с преднатягом от пиропатронов —на «Ксантии» не оказалось. Чтобы противостоять конкурентам, их придется внедрить, иначе потребитель не поймет «ситроеновцев».
Долговечность и прочность. Несущий кузов оборудован подрамником, продольным ребром жесткости в виде туннеля в полу салона, съемными передними крыльями —все это говорит само за себя. Панели из стали с двусторонним цинкованием, заполненные полиуретаном полости кузова (защита от конденсации влаги и накопления пыли), четыре тысячи сварных точек кузова —залог долговечности.
Обычно принято считать, что подвеску зарубежных машин наши дороги приводят в негодность прежде всего. Однако сокрушить кованые рычаги подвески передних колес и литые задних на «Ксантии» —непростая задача.
Оборудование. Вдобавок к обширному списку стандартного оборудования «Ксантию» за дополнительную плату можно оснастить магнитолой, электроприводом регулировки передних сидений, электроподогревом сидений, кожаной обивкой, радиотелефоном. Вероятно, можно будет предложить и более широкий перечень нестандартного оборудования.
Цена. Презентация этой модели в нашей стране состоится в июне, поэтому сведения о цене в России мы сообщим позже. Но у себя на родине «ксантии» всех модификаций ничуть не дороже соперниц (см таблицу).
Подводя итог (48 баллов из 55), можно, пожалуй, отдать предпочтение «Ксантии-2.0И-ВСИкс» с АБС и подвеской «Идрактив-2». Такой выбор не умаляет достоинств других модификаций, которые имеют изящный внешний вид, хорошие манеры поведения и оригинальную конструкцию.