Чем привлекает езда на дизельном топливе! Тем, что его можно достать почти везде, особенно в малых количествах. Владелец дизельной легковой машины рассказал, что однажды совершенно незнакомый тракторист после короткого, но задушевного разговора налил ему целую канистру «солярки» за спасибо —мол, что там, это ж не бензин… Да, у нас —не в Италии, где такая канистра обошлась бы, по нынешнему курсу лиры, в 20 тысяч рублей. А для «Мазды», о которой пойдет речь, ее хватает в среднем на 350 км.
С созданием в середине 70-х годов малолитражного дизельного двигателя за рубежом появился новый тип легковой машины —для тех, кто постоянно находится в разъездах, чаще на небольшие расстояния, и поэтому особенно заинтересован свести к минимуму эксплуатационные затраты. А уж динамика —дело третье.
Ну, а нам интересно познакомиться с современной дизельной машиной такого класса. Ведь если верить оценкам западных журналов, по эксплуатационным характеристикам они мало чем отличаются от своих бензиновых собратьев…
Торговая фирма «Мария» из г. Мурома Владимирской области любезно предоставила редакции такую возможность, передав на небольшой срок новую «Мазду-323». По всем размерным параметрам прямой аналог ВАЗ-21099: переднеприводный четырехдверный седан в комплектации «LX», предназначенный для европейского рынка. Только двигатель не бензиновый, а вихрекамерный дизель рабочим объемом 1720 см и мощностью 56 л. с.
По сравнению с модификацией, оснащаемой бензиновым двигателем в 1598 см, эта всего на 25 кг тяжелее. Конструкция довольно свежая: «Мазду-323» третьего поколения выпускают с 1989 года. Кстати, на базе этих машин в США делают аналогичные машины «Мазда-Протеже», «Форд-Эскорт» и «Меркьюри-Трейсер». Особенности, известные по описаниям,—переднеприводная компоновка с поперечным расположением двигателя, жесткий каркас кузова, передняя и задняя независимые подвески с ходом колес до 220 мм —позволяют отнести ее к современным комфортабельным автомобилям малого класса. Предстояло оценить, насколько (при беглом знакомстве) эти оценки соответствуют действительности.
Предложенная комплектация «LX» —наиболее простая и дешевая, поэтому на машине не было таких полезных устройств, как гидроусилитель рулевого управления, механизм для регулировки положения рулевого колеса и тахометр. Зато была стереомагнитола, а цвет —столь престижный у нас «мокрый асфальт».
Кузов произвел приятное впечатление округлостью своих форм и хорошей аэродинамической проработкой элементов. А сильно наклоненное ветровое стекло как бы напоминает, что машина создана для скоростной езды —неважно, стоит на ней дизельный или бензиновый двигатель. Подумали конструкторы и о том, чтобы машина меньше пачкалась: в каждой колесной нише укреплен эластичный грязезащитный щиток аэродинамической формы, установленный на заводе. Как и у многих современных моделей, водосточные желоба на крыше отсутствуют. Весь низ кузова и колесные ниши обработаны антикоррозионным покрытием.
Достоинства машины начинаешь ощущать, едва сев за руль. (Конечно, мы вольно или невольно сравнивали «Мазду» с нашим «люкс-авто» ВАЗ-21099.) Водительское сиденье с тремя степенями регулировки (вверх-вниз, вперед-назад и изменение наклона спинки) позволяет разместиться удобно даже при фиксированном положении рулевого колеса. Диапазон регулирования обеспечивает комфортабельную посадку водителю ростом до 190 см (усадить более высокого мы не пробовали). Правда, обувь 45—размера, соответствующего такому росту, несколько затрудняет работу педалями газа и тормоза. Передние сиденья ковшеобразного типа хорошо фиксируют тело водителя и пассажира на крутых поворотах. Слева внизу у водительского сиденья —два рычажка для открывания багажника и крышки, прикрывающей горловину топливного бака. Однако багажник можно открыть и ключом снаружи.
Высота подушки заднего сиденья заметно ниже, чем в «девятке». Поэтому на заднем сиденье может сидеть, не задевая потолка, пассажир ростом до 190 см. Все места оборудованы инерционными ремнями безопасности, причем верхние крепления передних ремней имеют несколько фиксированных точек для регулировки.
Ширина салона на уровне плеч почти такая же, как и в АЗЛК-2141. Однако его полезная длина, которую можно оценить расстоянием от педали акселератора до спинки заднего сиденья, несколько меньше, чем у «девятки». Спинка эта откидывается и выполнена из двух частей, соотношение ширины которых 1:2. Поэтому для перевозки длинномерных и объемных грузов этот седан можно превращать как бы в хэтчбек: объем багажного отсека увеличивается чуть ли не втрое. А для укладки, например, лыж достаточно откинуть узкую часть спинки, сохранив два посадочных места. Задние двери (со стороны замков) снабжены специальными фиксаторами, не дающими детям открывать двери изнутри. При этом снаружи они открываются как обычно.
На прекрасно читаемом щитке приборов скромная комбинация стрелочных указателей: спидометр с одометром (счетчиком пробега), указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Кроме этого, восемь контрольных ламп: включения наружного освещения, заднего хода, ручного тормоза, уровня масла в двигателе, зарядки аккумулятора, подтекания охлаждающей жидкости, а также сигнализаторы автоматического натяжения ремня, приводящего топливный насос, и засорения топливного фильтра. Попытка разобраться в двух последних особенностях конструкции не удалась: прилагаемая к машине инструкция ничего не разъясняет по сути.
Расположение и удобство пользования рычагом переключения передач и рукояткой ручного тормоза, пожалуй, идеальные.
Двигатель на холостых оборотах издает характерное клацанье, а в некоторых случаях возникали резонансные колебания глушителя. Однако машина только проходила обкатку, двигатель работал на слегка повышенных оборотах и такие колебания пока рано считать дефектом. «Мягкое» сцепление и четкость переключения передач отметили сразу же, как только начали поездку. Двигатель работает очень тихо, достаточно быстро набирает обороты и по ощущениям, создаваемым у водителя, едва ли отличается от бензинового. «Выдают» его только специфический шум на холостых да невозможность развить большие обороты. Разумеется, никакого запаха «солярки» в салоне, никакого дыма из выхлопной трубы.
Устойчивость и держание дороги машиной с нагрузкой от двух до пяти человек в обычных режимах движения —отличные. Вплоть до скорости 120 км/ч (ехать быстрее не пробовали) в салоне «Мазды» заметно тише, чем в «девятке».
Сюрпризом явилось то, что относительно слабый (всего 56 л. с!) двигатель оказался мощнее и тяговитее, чем это можно было бы ожидать. Полистав журналы, обнаружили, что, по данным фирмы, время разгона этой машины с места до 100 км/ч —всего 16,5 с (у ВАЗ-2109 с Двумя пассажирами 16,0 с). Это очень хорошее значение для двигателя такой мощности. Правда, по субъективным ощущениям, приемистость «Мазды» все-таки похуже, чем у «девятки».
Специфическая особенность дизеля —в его внешней скоростной характеристике. При рабочем объеме 1720 см3 на малых и средних оборотах он развивает более высокие крутящий момент и мощность, чем двигатели ВАЗ-2108 и -21083 (объемом 1289 и 1499 см3 соответственно). В диапазоне от 1000 до 3000 об/мин дизель «Мазды» мощнее двигателя -2108 на 20—%, мотора ВАЗ-21083 —на 8—22 %. Его преимущество в мощности над -2108 сказывается примерно до 4200 об/мин, а над -21083 —до 3400 об/мин. Поэтому эластичность мотора прекрасная. На I передаче машина устойчиво движется при холостых оборотах двигателя, что удобно в городских пробках. Двигатель уверенно работает на малых оборотах, причем на IV передачу можно перейти уже при 25 км/ч. Предельная скорость машины на первых четырех передачах при номинальной частоте вращения двигателя 4300 об/мин —примерно 35, 65, 92 и 129 км/ч.
А теперь о самом главном —о расходе топлива. Даже необкатанная машина показала примерно такие результаты, которых от нее ожидали. Средний расход топлива в обычной поездке, маршрут которой проходил и на шоссе, составил около 5,5 л/100 км. Однако на испытательном маршруте по центру Москвы длиной в 20 км, где ровно 50 светофоров, дизельная «Мазда-323» израсходовала уже 7,6 л/100 км при средней скорости 22 км/ч. Для сравнения отметим, что на этом же маршруте примерно с такой же скоростью и в то же время обкатанный редакционный ВАЗ-21099 с полуторалитровым двигателем потреблял 9,9 л/100 км. Интересно, что такое же соотношение сохраняется и при сравнении официальных показателей топливной экономичности. При скорости 90, 120 км/ч и в условном городском цикле у «Мазды» с двумя пассажирами эти цифры таковы: 4,7—,8—6,2 л/100 км. У ВАЗ-21099 с двигателем 1499 см —5,9—,0—,6 л/100 км. Осредненные расходы (сумма трех значений. поделенная на три) —5,9 и 7,5 л/100 км; выходит, «Мазда» почти на треть экономичнее. Еще больше разница при сопоставлении заводских данных по условному городскому циклу —целых 38 %.
Могут возразить, что сравнение с полуторалитровой «девяткой» не совсем корректно, ведь у нее куда лучше динамика. Но в наше время, очевидно, многие предпочли бы 30-процентный выигрыш в топливной экономичности «в обмен» на 20-процентное ухудшение динамики.
В целом от «Мазды» осталось благоприятное впечатление. Качеством сборки и отделки, легкостью управления она выгодно отличается от отечественных машин. Впрочем, немалой дистанции, разделяющей «их» и «наши» автомобили, соответствует и разница в цене: в более стабильном (долларовом) выражении ВАЗ-21099—, а «Мазда-323-дизель» —13 800.
В общем, при наличии сервисного пункта, где можно проводить диагностику и обслуживание, особенно топливной аппаратуры, дизельная машина едва ли принесет больше хлопот, чем бензиновая. Особенно если там, где вы живете, не бывает сильных морозов.
М. ТЕПЛОВ
Основные технические характеристики «Мазды-323 LX» с 4-дверным кузовом «седан».
Количество мест —5. Снаряженная масса —995 кг. Грузоподъемность —475 кг. Минимальный радиус поворота —10,6 м. Шины —размером 175/70Р13. Запас топлива —50 л. Наибольшая скорость —145 км/ч. Двигатель —4-цилиндровый рядный дизель. Мощность «нетто»—56 л. с. 41 кВт при 4300 об/мин. Максимальный крутящий момент —110 Н- м при 2800 об/мин. Коробка передач —механическая 5-ступенчатая.
Этот автомобиль вы можете заказать в Москве по телефону 459-74-66.