Появление независимых государств с границами и строгой таможней, спад производства, развал централизованных перевозок, их убыточность из-за высоких цен на топливо и запчасти при довольно высокой насыщенности парка —все это заставляет владельцев личных грузовиков, хозяев небольших предприятий с тремя—пятью машинами, да и крупных, где их сотни, задавать себе вопрос, поставленный в заголовке: как и где заработать?
Спектр грузовых перевозок довольно широк: городские, международные, междугородные, специализированные и т. д. Остановимся на самых распространенных и начнем с городских и внутриобластных перевозок. Это наименее рискованный вид деятельности в экономическом и социальном плане, здесь начинающий и опытный водитель почти в равных условиях. В городах, особенно крупных, концентрация грузовых машин велика, а значит, острее всего конкуренция перевозчиков. Поэтому наибольших успехов добиваются водители с задатками менеджера. Как правило, здесь уже сложились определенные отношения между транспортниками и производителями и войти (скорее влезть) в их круг довольно трудно. Но предложив разумные цены, гибкость и оперативность, убедив заказчика исполнительностью, этот круг можно разорвать. Ведь и крупные, и средние автопредприятия не обходятся без убытков —от обслуживания неплатежеспособных заказчиков, от хищения запчастей и топлива, недогруженности парка, нерационального использования производственной базы и т. п. Все это «естественным» образом перекладывают на плечи клиента, учитывая в тарифах на перевозки.
Владелец частного грузовика в силах избежать подобных издержек, а значит —предложить клиенту при прочих равных условиях низкую цену. Условия выживания таковы, что в ваших интересах немного скинуть и получить малую прибыль, чем стоять вовсе без работы.
Если посчастливилось найти заказчика, чей объем перевозок позволяет полностью загрузить вашу машину, и ему есть чем платить, пусть немного, но стабильно,—не упускайте этот шанс. Его могут дать снабженческие организации, крупные или малые предприятия —производители товаров. Если вы владелец фургона на шасси ГАЗ или ЗИЛ, таким клиентом для вас может стать коммерческий магазин или объединение фермеров. Тогда есть резон взять на себя ответственность за получение груза и его сохранность во время перевозки: клиенту выгоднее выдать вам доверенность и небольшую денежную надбавку, чем держать экспедитора или снабженца.
Сегодня серьезным препятствием к развитию производства и перевозок стал кризис платежеспособности, когда в ваших услугах нуждаются, а оплатить их заказчику нечем, разве что собственной продукцией. В первую очередь это относится к фермерам и сельскохозяйственным предприятиям. Но не пренебрегайте даже такими заказчиками. В удалении от крупных промышленных центров натуроплата может стать для вас золотой жилой. К примеру, прошлой осенью в Тамбовской, Воронежской, Курской областях килограмм картофеля стоил от пяти до семи рублей. На рынках Москвы его охотно покупали за 15—рублей. Прибыль от таких перевозок равнялась затратам и составляла 40—тысяч рублей за рейс.
Вернемся к городским перевозкам. Следить за конъюнктурой транспортных услуг вам придется в оба, иначе прогорите. Мелкие предприятия и магазины, которые обычно пользуются услугами одной-двух машин в день, сейчас стараются обзавестись собственным автомобилем и отказаться от услуг «чужих». Если вы сотрудничаете с подобной фирмой, к такому исходу следует быть готовым, заранее наметив плацдарм для отступления. К примеру, попытайтесь переключиться на строительство коттеджей и небольших поселков. В таком деле нелишне подыскать напарников с автокраном или экскаватором (пусть работающих по вечерам, в выходные дни). Вообще стоит подумать о создании подобного предприятия со специализированной техникой: нужда в них сейчас немалая.
Но будьте готовы к тому, что в «дачных» перевозках острую конкуренцию составят водители крупных автохозяйств. «Халтура», особенно в разгар сезона, летом далеко не последняя статья доходов шофера.
Не так давно стали появляться посреднические транспортные фирмы, предлагающие работу госпредприятиям и крупным АТП. Если не удалось найти подряд самому, попробуйте обратиться в такую организацию. Их комиссионные —10—% от стоимости перевозок.
Следующее большое поле деятельности —сельскохозяйственное. На мой взгляд, заработать свой хлеб здесь сложнее, чем где бы то ни было. Если вы твердо решили внести свой вклад в развитие аграрного сектора, смычку города и деревни, дерзайте. Но помните: дороги в России чаще всего кончаются на окраинах населенных пунктов. При интенсивной эксплуатации на сельских дорогах машина прослужит года два-три. Если учесть, что весной нынешнего года ГАЗ-52-04 стоил около 2 млн. рублей, то его износ в денежном выражении составит 0,7—млн. рублей в год или 3 тысячи рублей в день. С учетом расходов на горючее, запчасти, зарплату, а также налогов сельхозпредприятие, на котором вы собирались трудиться, должно выложить за один день использования автомобиля 10—тысяч рублей. В натуральном выражении это 500—750 кг картофеля или 150—тонн в год за услуги вашего «газика». Едва ли в деревне или поселке найдется заказчик, готовый отдать урожай с нескольких гектаров за услуги одной машины.
Междугородные перевозки —это с точки зрения экономики наиболее выгодное использование грузового автомобиля, конечно, если у вас МАЗ или КамАЗ, снабженный по крайней мере каркасным тентом. При известной оборотливости и налаженном сервисе реально составить конкуренцию крупным предприятиям, специализирующимся на подобных работах. Ваши козыри, повторимся,—
оперативность, точный расчет стоимости перевозок, исходя из реальных затрат, более широкий набор дополнительных услуг. Расценки на такие перевозки колеблются в зависимости от стоимости топлива, израсходованного за рейс, и составляют обычно пятидесятикратную сумму, затрачиваемую на его покупку.
Если вы уже заулыбались при мысли о прибылях, «съешьте лимон». Междугородные перевозки не для мечтателей, это дело для самых решительных мужчин. На трассе приходится рисковать не только автомобилем, но зачастую и жизнью. Сразу хотим предостеречь: если в кузове груз на миллионы рублей, за доставку которого хорошо заплатят, не гонитесь за деньгами —не берите на свои плечи ответственность за сохранность товара. Ваше дело —доставка, об остальном пусть позаботиться хозяин.
Первыми примут вас в свои объятия рэкетиры. Они ждут везде, где пахнет деньгами,—на ликероводочных заводах, у проходных таможенных складов и морских портов и даже возле сахарных заводов. И если ваш клиент в своем бизнесе новичок, дилетант, то горе вам: назад вы, чего доброго, не вернетесь. Не стройте иллюзий на счет милиции и сотрудников ГАИ: они заняты «организацией движения» —попросту говоря, получают зарплату отнюдь не за охрану вашей машины и жизни. То, что вчера показывали в американском кино, сегодня —реальность в нашей стране. Словом, убрались благополучно с места погрузки и выехали на трассу —считайте, что уже повезло.
Если от пункта погрузки до. места выгрузки 700—километров, профессиональный водитель справится один. Если больше, необходим напарник. Отдыхать в пути не придется: от постов ГАИ вас просто прогонят —кому нужна чужая головная боль, да еще бесплатно. На стоянках, даже если там десяток «дальнобойных» машин, никто не даст за вашу жизнь и рубля. Как правило, бандиты выбирают (по номерам) машины, идущие издалека, крытые, еще лучше с контейнером. «Лишние» машины разгоняют, и крепкие ребята займутся с вами уже один на один. Выпутаться из такой истории на стоянке в моей практике не удавалось еще никому из моих знакомых. Другое дело —на трассе. Если станут преследовать, то на легковой машине. А опытному водителю грузовика —как говорят, дорожному волку —спихнуть с дороги догоняющую легковушку или вытолкнуть ее на встречную полосу не составит особого труда. Правда, аргументами бандитов могут стать «Калашников», пистолет Макарова или граната, которым трудно что-либо противопоставить. Поскольку сотрудники ГАИ или ОМОНа позаботятся, чтобы этих и подобных «инструментов» (дубинок, газовых баллончиков и т. п.) не оказалось под руками у вас или представителей заказчика (служивые обыскивают на трассе все без исключения грузовики), совет такой: для сопровождения ценного груза требуйте автомобиль с охраной. Этих ребят на трассе знают в лицо, так что без особых причин машины не останавливают и не обыскивают.
.Разгрузка в месте назначения после такого путешествия —процедура приятная, поскольку инцидентов здесь, как правило, не бывает. Только не откладывайте расчет с клиентом до конца рейса: после разгрузки вам, неровен час, заплатят не всю сумму, а то и вовсе ничего.
Помимо рэкетиров, придется поделиться с сотрудниками ГАИ. Они будут встречать на каждом посту и пикете, молчаливо требуя свою долю. Заплатил —поезжай, нет —пеняй на себя. Любимые грузы стражей порядка —скоропортящиеся фрукты, ликероводочные изделия и продукты. Чтобы задержать машину, у них десятки зацепок, от решений местных органов об ограничении вывоза тех или иных продуктов до поиска неисправности в машине, найти которую вовсе не трудно.
Отправляясь в путь, расспросите опытных дальнобойщиков о «тарифах» на каждом посту, прибавьте сюда другие издержки и заложите в стоимость работы соответствующую статью расходов. А чтобы не было обидно, представьте, что вы —богатый купец и вам не жалко подарков «для хороших людей». При этом почаще улыбайтесь, улыбка —это оружие не только американского пролетариата.
Третья неприятность —возможные ДТП на трассе. Что же, не пожалейте сотню-другую тысяч, застрахуйте автомобиль и свою жизнь и предоставьте страховой компании судиться и удерживать миллионы с виновника аварии —это не ваш «профиль».
И последнее —международные перевозки. Они самые выгодные —ведь за рубежом платят твердой валютой, примерно доллар-полтора за километр. Но только один отечественный грузовик удовлетворяет европейским нормам по содержанию токсичности отработавших газов —МАЗ с немецким двигателем MAN. Стоит он в зависимости от комплектации 20—млн. рублей. Конечно, такой автомобиль, его содержание не по карману «единоличнику», равно как мелкому или среднему предприятию. Но если даже удалось купить такую машину, все равно —без серьезного, известного в деловых кругах поручителя дело с вами иметь никто не станет. А уж конкуренция в данном виде перевозок жесточайшая: иметь «зеленые» в нашей стране хотят все. Если еще учесть активность «наших» бандитов не только на дорогах СНГ, но и а Польше, и других восточноевропейских странах, то выйдет, что шансы заработать валюту очень невелики.
Поверьте, мы не ставили целью запугать владельца грузовика. Наоборот, хочется помочь ему быстрее найти свое место в таком бизнесе и, конечно, предупредить, что легких заработков здесь не ищут. Чем дальше, тем жестче будет конкуренция. И все же перевозки —дело довольно выгодное. Верно выбрав тактику, можно быстро добиться хороших результатов.