На наш столь неожиданно открывшийся, для Востока и Запада автомобильным рынок хлынул лоток иностранных машин, а вместе с ним и обилие предложений торговцев иномарками. И этому мы еще только начинаем привыкать, и потому естествен вопрос: а как же покупают автомобили там, у них! Об этом заметки Г. ВОРОБЬЕВА, несколько лет проработавшего в США.
Когда возникает необходимость купить машину? Выросли дети, и теперь они сами могут ездить в школу. Увеличился достаток, и можно позволить себе роскошь купить еще одну машину или более дорогую модель. Украли автомобиль (это здесь тоже случается, и нередко), получена страховка, полностью возмещающая ее стоимость. После аварии машина пришла в негодность и тоже получена страховка. Наконец, ваш автомобиль состарился —это особая статья, о чем стоит поговорить подробнее.
Очень богатые —так уж принято, меняют машину чуть не каждый год. Просто богатые —через год или два. Средние —раз в четыре-пять лет. Бедные иногда ездят на одном автомобиле по восемь —десять лет. Но уважающие себя и свою фирму должны подчиняться ее имиджу. В США существуют понятия: код одежды, код автомобиля… Это значит —во что одеваться (в каких магазинах покупать одежду), в какой машине ездить. Стоянка машин перед офисом —это, если хотите, лицо фирмы.
Я присутствовал при таком разговоре. Сотрудник службы персонала фирмы спрашивает одного из инженеров:
—Простите, сколько лет вашему автомобилю?
—Пять, а что?
—Вы должны немедленно его поменять. Старый позорит нашу фирму. Ведь вы получаете неплохую зарплату. Что скажут наши клиенты и наши конкуренты?
Машины продают по самым разным ценам. Можно купить и за тысячу, и за 40 тысяч долларов. Много это или мало? Минимальная допустимая по закону зарплата —2,5 доллара в час (столько получают начинающие подрабатывать школьники). Меньше всего среди рабочих получают металлисты —3,5 доллара, строители —5, электросварщики и работники сферы обслуживания —6, газосварщики —7, инструментальщики —8, электрики и электронщики —9,5, строительные менеджеры —10,5, проектировщики 12 долларов в час. Таким образом, промышленному рабочему нужно работать 30 недель, чтобы приобрести автомобиль. Оговоримся, что доход —не только зарплата главы семьи. Как правило, это заработки обоих супругов. Плюс приработки. Шесть миллионов американцев, в их числе 38 % женщин, трудятся на основной и дополнительной работах (в шутку их называют «лунатиками») на малых предприятиях (собственных, семейных и других).
Итак, есть потребность, есть деньги. Теперь надо выбрать автомобиль. Существует целая наука покупки. Остановлюсь на том, что нам совсем незнакомо. Наряду с многочисленными газетами и журналами, обильно публикующими автомобильную рекламу, на средства потребителей выпускаются специальные издания, независимые от рекламодателей —производителей автомобилей. Это одновременно и антиреклама и конкретные рекомендации. Изготовитель машин —рекламодатель, прочитав нелестную информацию о своей продукции в обычном журнале, может оказать на него давление, отказав в своей рекламе и тем самым лишив какой-то части дохода. В специальном издании это исключено. Из помещаемых здесь публикаций производитель узнает рейтинг своей машины среди других марок и моделей и постарается сделать из этого выводы.
Самое страшное —попасть в публикуемый в этом издании «смертный список» —перечень того, что снято с производства из-за большого числа дефектов. При этом указываются даты начала и окончания производства, количество выпущенных машин, характеристика дефектов.
Еще один не менее неприятный для производителей список занимает целую журнальную страницу: автомобили, не рекомендуемые для покупки. Данные приводятся на основании ежегодного опроса пользователей (в прошлом году было опрошено 640 тысяч человек).
Судить о качестве той или иной модели можно и по приводимому в этих изданиях коэффициенту неприятностей (Trouble Index) —комплексному показателю частоты ремонта. Чем он выше, тем хуже репутация машины и ее производителя. Стоимостный индекс (Cost Index) показывает, во что обходится ремонт и содержание данной модели в сравнении с ремонтом и содержанием других аналогичных. Ежегодно владельцам автомобилей задают вопрос: «Купите ли вы такой же снова?» И опять рейтинг.
Достоянием автовладельцев и потенциальных покупателей становятся результаты ежегодно проводимых испытаний 200 американских и импортных моделей, которые дают представление об их поведении на дорогах, удобстве и комфорте, расходе топлива (экономичности), расчетной надежности и других важнейших показателях. Кроме того, национальная администрация по безопасности движения ежегодно проводит испытания автомобилей на их безопасность. Аварии моделируют на полигоне, разгоняя машину до определенной скорости в автоматическом режиме и разбивая о бетонную стену. Манекены водителя и пассажиров снабжены датчиками, при помощи которых определяют причины, вызывающие смерть или ранения, а также повреждения автомобиля в реальных дорожных условиях. Моделируется и столкновение машин, движущихся навстречу друг другу со скоростью 35 миль (56 км) в час. Испытывают также элементы пассивной безопасности —надувные подушки, пристежные ремни и другие приспособления.
Покупателя – американца интересует все, что связано с предстоящей покупкой, в том числе вопрос, машины каких марок воруют чаще всего. Статистика дает ответ на него: в прошлом году из 1000 краж 22 приходились на «Крайслер-Мустанг», 14 —на «Фольксваген-Гольф-Кабрио», 13 —на «Гео-Призм», 12 —на «Тойоту-Супра», 11 —на «Форд-Мустанг» и т. д.
Как уже было сказано, марка автомобиля, его дизайн, уровень комфорта в салоне —показатель социальной принадлежности владельца. Добавим к этому дополнительные устройства за отдельную плату, которые тоже в известной мере определяют его имидж. Существуют любители автопилотов, телевизоров на заднем сиденье, факсов. Последний крик моды —навигационная система. На экране дана карта города, по которой легко определить, где ты находишься. Меняя масштаб, можно выходить на отдаленные районы, а в большом городе выбирать лучший маршрут в зависимости от расстояния, скорости, остановок и загруженности улиц в данный момент. Особую категорию американцев представляют юппи —практичные, хорошо зарабатывающие деловые люди. Они никогда не отдыхают, ратуют за 70-часовую рабочую неделю, узаконили сверхурочные работы с полуторной оплатой в обычные и двойной в праздничные дни. Благодаря им персональный компьютер вошел чуть ли не в каждую семью. Юппи как раз и предпочитают большие автомобили (весьма неэкономичные), которые снабжены самыми разнообразными приспособлениями.
Теперь от забот автомобилистов-покупателей обратимся к неведомым у нас заботам производителей и торговцев автомобилями в Америке. Как-то в одной из техасских школ учительница придумала домашнее задание —написать жалобу. Все равно кому, но чтобы жалоба была настоящая. Ученик Роберт, подумав, пожаловался на изготовителей японской «Мазды», на которой мама возила его в школу. Автомобиль дважды отказывал в пути, и Роберт чуть не опоздал в школу. Учительница проверила сочинение, ученик переписал его набело, заклеил конверт и опустил в почтовый ящик. Письмо легло на стол президента фирмы, торгующей этими машинами. Жалобу, как сообщалось в прессе, обсудили на совете директоров и приняли решение реорганизовать руководство фирмы.
Один из вице-президентов лично пригнал свой автомобиль к дому, где жил Роберт с матерью, и предложил обменять его на их «Мазду», чтобы разобраться в причинах поломок. И сказал при этом, что если после ремонта машина не удовлетворит маму, то семье будет предоставлена взамен новая машина. Мало того, президент фирмы посетил школу, где учился Роберт, и выступил в его классе с рассказом о том, что фирма собирается предпринять, дабы подобные случаи больше не повторялись. После занятий друг Роберта, возвращаясь домой, сказал папе: «Давай в следующий раз купим «Мазду»!»
В Америке тоже есть очереди даже при таком фантастическом сервисе. Естественно, за автомобилями. На продажу японских машин правительство установило квоту, и всем желающим их не хватает, потому и очереди.
Платите за новую минус 500 долларов за лом. Автомобиль слишком стар —оставьте его здесь. Вам это обойдется дешевле, чем самому отвозить на свалку или бросить на улице, заплатив еще полиции штраф за уборку.
Итак, вы обладатель нового автомобиля. Счастливого пути, до следующей покупки.