Проверяется релерегулятор, работающий с генератором, в первый период эксплуатации через ТО2, а затем при каждом ТО2. В случае отказа релерегулятора его снимают и проверяют на стенде или с помощью прибора Э5. На автомобиле при отсутствии этого прибора проверку производят с помощью вольтметра постоянного тока со шкалой 30 В для релерегулятора РР105 до 50 В, амперметра постоянного тока со шкалой до 30 А для релерегулятора РР130, PP111, РР51—до 50 В, и тахометра со шкалой до 3000— 5000 об/мин.
Проверка реле обратного тока заключается в том, чтобы выяснить при какой величине напряжения замыкаются его контакты. Ток будет поступать в этом случае на заряд аккумуляторной батареи, и мы определим силу обратного тока, при которой размыкают
Проверка и техническое обслуживание стартера
При каждом ТО1 необходимо проверить работу стартера. Работать он должен без рывков, стуков и заеданий и с достаточной скоростью вращать коленчатый вал. При ТО2 проверяется крепление стартера, состояние его коллектора, сжатым воздухом очищают от пыли внутреннюю поверхность.’ А через 25000—30000 км стартер снимается с двигателя и проверяется.
Стартер проверяется при неисправностях, которые аналогичны неисправностям генератора. Их можно определить непосредственно на автомобиле. Для этого включают фары и стартер. Если сила света фар не уменьшается, а стартер не вращает коленчатый вал двигателя, отсутствует контакт между щетками и коллектором или во включателе стартера, возможен обрыв во внутренней или наружной цепи стартера.
Медленное вращение стартером коленчатого вала двигателя (или он вообще не вращается) говорит о слабом контакте между щетками и коллектором. Если же свет гаснет и коленчатый вал не вращается, то это показывает, что имеется короткое замыкание между стартером и аккумуляторной батареей.
Возможно, что при включении стартера якорь его вращается, но не поворачивает коленчатый вал двигателя. Это значит, что неисправен приводной механизм.
Снятый с автомобиля стартер проверяют на стенде, на холостом ходу и при полном торможении. Коллектор при необходимости зачищают стеклянной мелкозернистой шкуркой. Если щетки износились более чем наполовину длины, их заменяют. Замер усилия пружин производится динамометром.
Привод стартера с муфтой свободного хода проверяют на пробуксовку при испытании стартера. Муфта считается исправной, если якорь не вращается при полном его торможении.
Проверить стартер можно и без стенда. Его зажимают в тиски, через шестерню включения при помощи рычага и динамометра затормаживают якорь. Затем стартер подключают к хорошо заряженной аккумуляторной батарее. Для контроля еще необходимы вольтметр со шкалой от 0 до 30 В, амперметр постоянного тока со шкалой 1000А и тахометр со шкалой 10000 об/мин (смотреть статью под номером 34).
Вначале работу стартера проверяют на холостом ходу, замеряя потребную силу тока, напряжения и число оборотов якоря (исходные данные регулировки приводятся в таблице 44). Затем затормаживают шестерню включения и выясняют величину тормозного момента стартера (произведение силы на плечо). Фактические данные сравнивают с данными, которые приведены в таблице 44. В случае их несоответствия следует произвести проверку обмотки якоря, стартера, усилие пружин щеток, контакт между щетками и коллектором.
Проверку на развиваемый момент стартером следует производить в течение короткого времени, так как он может перегреться.
Реостатом увеличивают напряжение. Как только замыкаются контакты реле, загораются лампы.
Показания вольтметра, при которых зажглись контрольные лампы, соответствуют напряжению включения реле. Затем реостатом уменьшают напряжение до включения реле, контрольные лампы гаснут. Показания вольтметра при этом будут соответствовать напряжению включения реле. Если показания не будут соответствовать данным таблицы 45, необходимо произвести проверку и регулировку.
Зазор между контактами регулируют подгибанием стойки неподвижного контакта. Натяжение пружины регулируют подгибанием кронштейна конца пружины. В то же время проверяют замыкание обмотки реле на ярмо. Для этого отсоединяют провод от клеммы К и подсоединяют ее к клемме КЗ. Провод от контрольной лампы, который был присоединен к клемме С, следует отсоединить и коснуться им клеммы К Если контрольная лампа не загорается, реле исправно.
Следует соблюдать осторожность, так как при включении стартера происходит рывок. Проверка и регулировка момента включения стартера с дистанционным управлением начинается с дополнительного реле. Затем проверяется и регулируется зазор между торцом приводной шестерни / (смотреть статью под номером 35) и установочной шайбой 2. Если не соответствует зазор, производят регулировку винтом 3. Предварительно снимают крышку 4, отсоединяют рычаг включения 5. На некоторых стартерах проверяется расстояние «Б» от торца фланца 6 корпуса привода стартера до наружного торца зубьев шестерни. Зазор этот регулируется упорным винтом 7. Сняв крышку тягового реле, необходимо проверить контакты, зачистить их. При необходимости главный контакт заменить или повернуть на 180°, отогнув предварительно упругий контакт замыкания.
Проверку тягового реле производят с помощью реостата. Уменьшая сопротивление, повышают напряжение до момента, пока замкнутся главные контакты реле. Контроль замыкания производят по вольтметру в пределах не более 9 В.
Проверка дополнительного реле включения стартера. К аккумуляторной батарее (смотреть статью под номером 36) подключают дополнительное реле 2. В цепь включают реостат 3, вольтметр 4, контрольные лампы 5 и 6 и включатель цепи 7. Включают цепь, устанавливают реостатом напряжение на обмотке реле до 2 В. Контроль ведется вольтмет.