Ситуации на дорогах, в которые попадают водители, порой оказываются совершенно непредвиденными. Многие знают об этом не понаслышке. Вот какой случай произошел в Курганской области. Водитель на «Москвиче-412» двигался по дороге со скоростью 45 км/ч —на этом участке она была ограничена (знак 50 км/ч). За одним из перекрестков он увидел впереди на проезжей части щит из досок, который, видимо, свалился с проезжавшего ранее грузовика. Включив левый указатель поворота, водитель объехал неожиданное препятствие с выездом на полосу встречного движения (рис. 1). Затем, включив правый сигнал поворота, стал возвращаться на свою полосу. В этот момент МАЗ с автокраном, который проехал прямо по доскам, догоняет «Москвич» и бьет его в багажник. Как потом выяснилось, водитель МАЗа был пьян и превысил разрешенную скорость.
Оценивая этот дорожный инцидент даже невооруженным глазом, видно, что налицо явная и безоговорочная вина водителя МАЗа, который сел пьяным за руль, проигнорировал знак ограничения скорости и своевременно не принял меры к ее снижению. Все эти грубые нарушения Правил дорожного движения стоят в прямой причинной связи с аварией и ее последствиями. На первый взгляд все совершенно ясно. Но все ли? Произошло бы столкновение, если и водитель «Москвича» скрупулезно выполнил бы требования Правил? А именно: посмотрел в зеркало заднего вида или обернулся назад перед возвращением на полосу движения. Скорее всего ДТП не было, так как он увидел бы несущийся по доскам МАЗ и при ял необходимые меры.
В переводе на более конкретный язык Правил это означает выполнение пунктов 9.1 и 9.3, согласно которым перед началом перестроения вправо водитель обязан убедиться, что его маневр безопасен и не создаст помех другим участникам движения. Иными словами, водитель «Москвича» должен был уступить дорогу автокрану. Однако он это не выполнил. Более того, не исключено, что «Москвич» попросту «подрезал» МАЗ, невольно подставив под удар автомобиль.
Вина здесь обоюдная, правда, с разной степенью ответственности. Конечно же, намного более сурово должен быть наказан пьяный водитель МАЗа, но и водитель «Москвича», как мы видим, повинен в случившемся.
Его ошибка, скорее всего, объективного свойства (кому, дескать, придет в голову ехать по препятствию вместо того, чтобы объезжать его), заставляет задуматься вот о чем.
Наши недавние представления о поведении водителей на дороге, их ответственности, морали, наконец, сегодня требуют серьезных корректив. Опасности из-за катастрофического падения дисциплины на дорогах подстерегают нас на каждом шагу, и это обязывает каждого, кто за рулем, следовать очевидной логике: раз вероятность ДТП возросла в несколько раз, то и во столько же раз надо повышать свое внимание и собранность за рулем.
Вот другой случай. Столкновение произошло на четырехстороннем нерегулируемом перекрестке. Перед ним два легковых автомобиля следовали в попутном направлении один за другим по проезжей части с односторонним движением шириной 5,5 метра. Водитель ВАЗ-21013, ехавший впереди, собрался на перекрестке поворачивать налево. Именно в этот момент тот, кто ехал сзади на «ноль третьей», пошел на обгон. Результат не заставил себя ждать: у ВАЗ-2103 разбиты фонарь и бампер, у более потерпевшего ВАЗ-21013 основательно повреждена правая сторона кузова. Опять похожая ситуация. С первого взгляда неоспорима вроде бы вина водителя ВАЗ-2103. Он грубо нарушил пункт 12.3 Правил, запрещающий обгон на перекрестках, а заодно, как выяснилось, и пункт 12.1, обязывающий при обгоне убедиться в том, что «водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе, не подал сигнал о повороте (перестроении) налево». Но если внимательно рассмотреть схему ДТП, то без труда приходишь к заключению: виноват и водитель ВАЗ-21013, который нарушал пункт 9.4 Правил, обязывающий перед поворотом заблаговременно занять крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении. Оставаясь где-то посредине, он, сам того не желая, стимулировал нарушение Правил водителем ВАЗ-2103. Выходит, опять обоюдная вина, снова езда без учета сложившейся сегодня напряженной обстановки на дорогах.