Она перед нами —лоснится крутыми боками. Не плоскими или едва выпуклыми, как у первых «жигулей», к тому же без резких граней. Этакий «скользкий обмылок».
Да, сейчас получили распространение такие формы. Почему их выбрали? Тут и технология —удобнее штамповать, лучше идет вытяжка металла, и пассивная безопасность —нет резких переходов, способных нанести травму, и аэродинамика —воздух обтекает кузов более плавно, и —не в последнюю очередь —теперь «так носят».
Обводы кузова, наклон ветрового стекла, форма и место расположения спойлеров, воздухозаборных отверстий найдены в ходе скрупулезной доводки кузова машины в аэродинамической трубе. Для данной модели на эту работу затрачено более двух тысяч часов. А вы думали, что гениальный дизайнер, как тридцать лет назад, несколькими штрихами карандаша задал удачную форму? Нет, нынче все гораздо сложнее.
Короткой машине (почти как наша «Таврия») труднее придать выгодную с точки зрения аэродинамики форму. Поэтому и коэффициент Сх, характеризующий обтекаемость, у нее не
сколько выше, чем у более длинных автомобилей,—в данном случае 0,34. Неплохая величина, если учесть класс машины. Кстати, тут надо вспомнить значения Сх для популярных у нас моделей: «Таврия» —0,37; «Лада-Спутник» —0,38; «Москвич-2141» —0,35.
Открываем дверь: верхний угол сзади предусмотрительно скруглен. Проведите рукой по скату крыши —нет водосточного желоба, источника свиста и повышенного аэродинамического сопротивления на большой скорости. Попробуйте определить на ощупь, где переход от стекла к металлу кузова. Трудно: все стекла заподлицо с проемами, опять-таки для улучшения аэродинамических свойств.
Да, вы правы, во внешности современного легкового автомобиля многое сделано ради хорошей обтекаемости. Новая конструкция блок-фар овальной формы помогла также опустить капот, сделать хорошо видимыми сбоку указатели поворота. Я бы даже сказал, что такие фары совершили в автомобильном дизайне своего рода революцию. Как, впрочем, и задние фонари. Присмотритесь: они сделаны вертикальными (чтобы опустить порог двери задка до самого бампера) и заходят на боковину кузова. А потому хорошо видны и сбоку, когда горит сигнал поворота, да и при обгоне привлекут ваше внимание.
Давайте отыщем, куда поступает воздух для систем охлаждения и питания двигателя. Правильно, через эту щель… под передним бампером. То, что ее площадь невелика, неважно. Здесь, как показали исследования, зона повышенного давления. А овальное отверстие на уровне фар —резервное, на случай, когда машина укомплектована самой мощной модификацией двигателя с шестнадцатью клапанами, или кондиционером, или автоматической трансмиссией, то есть когда нужен дополнительный теплообменник и более интенсивная подача воздуха.
Само собой разумеется, автомобиль, который мы с вами исследуем,—переднеприводный и силовой агрегат у него установлен поперек кузова. Все меньше и меньше остается моделей классической компоновки. Даже «кадиллаки» стали переднеприводными, и, кажется, я не изумлюсь, если однажды узнаю о новом «Роллс-Ройсе» или «Мерседес-Бенце» с передними ведущими колесами.
Но, что небогатому человеку (надеюсь, вы не обиделись?) до шикарного «Мерседеса». Он сам по себе, а мы… Не скажите! Тенденция развития автомобиля такова, что атрибуты, еще недавно присущие лишь большим, дорогим моделям, постепенно «демократизируются», переходят на более дешевые.
Вы правильно заметили, что так уже поступает большинство фирм. Но ведь кто-то играет роль лидера, первым или в числе первых предлагая потребителю то, чего нет у других. На этой машине, в которую мы «ткнули пальцем» при выборе, завод уже демонстрирует семь чудес автомобильной техники, которые пока были привилегией автомобилей среднего класса.
Четырехступенчатая гидромеханическая трансмиссия с электронным управлением. Бортовой компьютер будет переключать передачи, как вы ему прикажете, в одном из трех режимов. Экономичный является базовым, спортивный дает лучшую приемистость, принося в жертву экономичность, зимний снижает вероятность пробуксовки колес на скользкой дороге. Разумеется, компьютер, управляющий трансмиссией, работает согласованно с другим, в ведении которого впрыск топлива в цилиндры, опережение зажигания и «подстройка» процесса сгорания, чтобы свести к минимуму вредные выбросы.
Антиблокировочную систему (АБС) в приводе тормозов пока не часто встретишь на небольших, сравнительно легких (800—кг) автомобилях. Как и гидроусилитель руля: все-таки дороговато. Но не забудьте, за рубежом машинами этого класса частенько управляют женщины, от которых грешно требовать мужских усилий и сноровки. Поэтому —и автоматическая трансмиссия, и АБС, и усилитель руля —об усилителе в приводе тормозов уже не говорю.
Помня, что теперь даже покупатель малолитражки претендует на элементы комфорта, еще недавно присущие большим машинам, мы не удивимся, обнаружив устанавливаемые за доплату кондиционер и фильтр микрочастиц пыли, встроенный в систему вентиляции. Эта система может работать в режиме рециркуляции (замкнутого обращения) очищенного воздуха в салоне. Фильтр же улавливает 100 % взвешенных в воздухе пылинок размером 5 микрон, от 60 до 95 % более мелких частиц
и сажу из дыма дизельного выхлопа. Если учесть долю грузовиков и легковых машин с дизелем на дорогах Западной Европы, то подобный фильтр весьма полезен. А на малолитражке, где невелик объем воздуха в салоне,—особенно!
Позвольте обратить ваше внимание на массивную ступицу руля. На первый взгляд она не скрывает ничего особенного. Но там —быстронаду-вающаяся (при ударе о препятствие) подушка безопасности. Эта подушка, как и устройство для мгновенного, в случае аварии, натяжения ремней безопасности, в современном автомобиле важный фактор, порой решающий при выборе покупки.
При резком (вследствие аварии) смещении вперед силового агрегата на резиновых опорах это устройство, действуя через трос в оболочке, спускает взведенную пружину, и та мгновенно натягивает ремень —фиксирует тело водителя и пассажира. За последние годы наряду с названными только что устройствами вошли в обиход встроенные в двери защитные (от бокового удара) стержни. В рассматриваемой нами модели они из 28-миллиметровых труб легированной стали. Добавим безопасную рулевую колонку, которая при аварии складывается, как подзорная труба, а также регулируемые по высоте (для удобства подгонки) точки крепления ремней. Диву даешься, насколько изощрены умы конструкторов, неустанно повышающих безопасности автомобилей.
Вообще, нельзя назвать современной модель, в конструкции которой не учтены по максимуму требования безопасности (о них вы только что прочли) и экологической чистоте. Загляните под днище кузова: в зоне ног водителя —небольшая емкость. Это трехкомпонентный каталитический нейтрализатор отработавших газов (а не глушитель, как вам показалось сначала). В нем происходят химические реакции, нейтрализующие вредные выбросы трех видов: окислов углерода, окись азота, углеводородов.
Но мы знаем, что не только отработавшие газы загрязняют окружающую среду. Старые, негодные к эксмлуатации автомобили рано или поздно попадают на переплавку. Легированные стали загрязняются расплавленными алюминием, стеклом, «шкварками» пластмассовых и резиновых деталей. Поэтому конструкторы озабочены тем, чтобы машину можно было бы быстро и дешево разобрать, легко рассортировать все части. На тыльной стороне пластмассовых нанесена маркировка материала, выполненная международным кодом. Снятые с отжившего свой век автомобиля, они пойдут на вторичную переработку. Из них сделают новые бамперы, корпуса, кожухи, обоймы. Тем самым будут рационально использованы ценные продукты переработки нефти, и при переплавке атмосферу не загрязнят дымы от оплавленной и без толку сгоревшей пластмассы.
А в кондиционере (их на автомобилях становится все больше) используют не фреон, испарения которого разрушают озоновый слой над планетой, а нейтральный газ.
Устройтесь в салоне, подгоните сиденье, ощупайте все ручки, коснитесь клавиш. Удобно? Откиньте одну треть спинки заднего сиденья и запустите руку в багажник. Просторно? Да тут приличный багажный отсек! Его объем 0,26 м, а если откинуть вперед другую часть спинки заднего сиденья или вовсе его сложить, то превратим машину в микрофургон, где можно разместить 1,05 м поклажи.
Нынешняя тенденция в автомобилестроении —сочетание специализации машины с богатыми возможностями ее разностороннего использования. В Европе, например, она прослеживается уже более четверти века. Поэтому модели здесь живут семействами, как, например, у нас «Лада-Самара». У той машины, в которую мы только что уселись, несколько десятков братьев и сестер, то есть различных модификаций, образованных сочетаниями из двух кузовов (трех и пятидверные хэтчбеки), шести двигателей (бензиновые рабочим объемом 1195, 1388 и 1598 см мощностью 45, 60, 82 и 108 л. с. и дизели —1487 см1, 50 и 67 л. с), трех коробок передач (четырех, пятиступенчатая и автоматическая), а также шести вариантов комплектации оборудованием.
Мы говорили о «заимствовании» оснащения и многих технических решений для малолитражек у более дорогих моделей. Но с особым удовольствием упомяну и те элементы, которые массовый легковой автомобиль получил от гоночных. В их числе система впрыска топлива (вспомним гоночный «Мерседес-Бенц-\ЛЛ96» формулы 1, успешно выступавший в 1964 году), дисковые тормоза (спортивный «Ягуар-ХК120С», оборудованный ими, выиграл в 1953 году 24-часовые гонки в Ле-Мане), раздельный привод тормозов (применен в 1934 году на гоночном «Ауто-Унионе-А»), отлитые из алюминиевого сплава колеса (впервые появились в 1924 году на гоночном «Бугатти-35»), наружные зеркала заднего вида (ими в первый раз был оснащен в 1911 году гоночный «Мармон»).
Минуточку! Настало время заглянуть под капот машины, которую мы выбрали из толпы ее одноклассниц. Показатели этого двигателя рабочим объемом 1598 см —мощность 109 л. с. при 6000 об/мин —сорок лет назад произвели бы фурор в гоночном мире. Сегодня это хороший мотор серийного легкового автомобиля.
Опыт гонок и широкое использование компьютеров, применение графопостроителей и расчеты методом конечных элементов, доводочные работы на ездовых имитаторах и в аэродинамической трубе позволяют не только создавать совершенные конструкции, но и делать это очень быстро.
Например, семейство, к которому относится избранная нами машина, прошло цикл от чистого листа ватмана до первого серийного образца на конвейере за три года! Такой темп диктует конъюнктура рынка —ведь надо иметь лучшую, наиболее современную модель среди автомобилей-конкурентов.
Мы с вами анализировали одну, взятую, что называется, навскидку машину, но, пожалуй, самую совершенную в своем классе. Пора, сказав о ней все принципиально важное, раскрыть ее «инкогнито». Это «Опель-Kopca-GTI-16V». Будьте знакомы!