Современный вездеход уже трудно представить без дизельного двигателя. Хороший запас крутящего момента на малых и средних оборотах позволяет увереннее двигаться по тяжелым дорогам, а расход топлива по сравнению с бензиновым мотором процентов на 20 ниже. Увы, покупатели «Нивы» и у нас, и за рубежом до сих пор не имели возможности оценить эти преимущества, поскольку дизельной модификации у машины не было. Впрочем, некоторые фирмы-импортеры сами устанавливали дизель, однако без необходимой конструкторской проработки и всесторонних испытаний —что называется, кустарно.
С этого года в программе Волжского автозавода официально значится модификация «Нивы» ВАЗ-21215, оснащенная дизельным двигателем. Французским, производства «Пежо-Ситроен-Мотор», модели XUD9L. Отнестись к этому факту можно по-разному. Легко понять разочарование тех, кто «слышал звон» о разработке своего дизеля в Тольятти еще десяток лет назад. Увы, тот мотор пока занимает видное место среди других нереализованных проектов ВАЗа.
Но, может, не стоит горевать о несбывшемся —лучше порадоваться тому, что удалось? Ведь установка французского дизеля (1905 см, 65 л. с./48 кВт) в корне меняет
представления об экономичности «Нивы»: при скорости 90 км/ч —7,25 л/100 км (против 9,2 у бензиновой), в условном городском цикле —8,5 против 11,6 л/100 км. Дизельная на четверть (!) экономичнее. Немудрено: мотор, устанавливаемый на «Ниву», принадлежит к наиболее современным в программе «Пежо-Ситроен». Его успели оценить по достоинству покупатели таких популярных машин, как «Пежо-205», -405, «Ситроен-ВХ», -ZX. Теперь пришла очередь «Нивы».
Важнейшим звеном в осуществлении этого, не побоимся громких слов, международного проекта, стало акционерное общество «Лада-экспорт» —одно из дочерних предприятий АО «АвтоВАЗ». На его производственно-складском комплексе в подмосковном городе Чехове оборудован цех, где машинам из Тольятти пересаживают французское «сердце». Работают на стапелях, бригадным методом —так удобнее, да и ответственность каждого выше. Дело поставлено с размахом —рассчитывают на 10 тысяч машин в год, то есть оснащать дизелем примерно каждую седьмую «Ниву».
Тем, кто уверенно ориентируется под капотом, не надо объяснять, насколько сложно установить на машину «неродной» двигатель. Чтобы оборудовать «Ниву» дизелем, используют свыше 100 оригинальных деталей и узлов. Из Франции, помимо мотора, получают радиатор, воздушный фильтр, маховик, приемную трубу. А вот картер сцепления и проставку, шланги системы охлаждения и подачи топлива, кронштейны для крепления мотора и его оборудования, другие детали выпускной системы делают в России 15 заводов из разных городов, включая бывшие оборонные. И это в период, когда только и говорят о разрыве хозяйственных связей как о первопричине хаоса и спада. Словом, есть повод и удивиться, и порадоваться. Тем более, что в собираемые в Чехове ВАЗ-21215 уже устанавливают новую, в стиле ВАЗ-2108, панель приборов. А среди показанных образцов были-таки «нивы» и с полностью обновленным интерьером, и с «длинной» (до бампера) задней дверью.
Свеженькие машины в просторном цехе —красота! Но червь сомнения шевелился: не запоздало ли омоложение ведь как-никак, шестнадцать лет машина на конвейере, что называется, пригляделась!
Отгоняя невеселую мысль, вошел в другой цех «Лады-экспорт», где гостям показали то, что для российского автомобилестроения —настоящая сенсация.
Впервые под отечественной «крышей» (неудачные попытки не в счет) здесь начали изготовлять каталитические нейтрализаторы. Без них современный автомобиль не втиснуть в жесткие рамки требований к токсичности отработавших газов. Конечно, мы говорим о нормах, действующих за рубежом. И радость по поводу освоения нейтрализатора —это касается только экспортной продукции. Впрочем, специалисты резонно замечают: пора выступить с законодательной инициативой об ужесточении норм по токсичности хотя бы там, где в России налажено снабжение неэтилированным бензином: в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи. То есть вводить обязательное применение нейтрализаторов хотя бы на машинах, обслуживающих эти города, —«скорой помощи», такси и других.
Благо АО «Лада-экспорт» создало немалые мощности: до 250 тысяч нейтрализаторов в год. Делают их по лицензии финской фирмы «Кемира». Известная лишь узкому кругу специалистов, она, однако, успешно конкурирует с более крупными и знаменитыми. Причем одной из первых в мире освоила изготовление сердцевины нейтрализатора из металлической фольги. У такой детали по сравнению с керамической выше термо- и виброустойчивость, увеличена поверхность контакта, меньше противодавление (то есть потери мощности) и т. д. Ускоренные испытания по специальной методике показали, что эффективность работы устройств сохраняется на протяжении 160 000 км пробега.
Расчет прост: изделия из Чехова позволят отказаться от дорогостоящей операции по установке нейтрализаторов импортерами —увеличится валютная выручка от продажи машин за границей. Комплектация такими устройствами —только часть обширной программы улучшения экологических параметров машин ВАЗа.
Параметры, экономия, прибыль —
Хорошие условия труда привлекли на сборку нейтрализаторов женщин, аккуратность и ловкость которых здесь весьма кстати.
все это важно и актуально. Но есть тут и другая, социальная грань. Создаются новые рабочие места, внедряются передовые технологии —стоит взглянуть на автоматические станции, сваривающие корпуса нейтрализаторов, оценить безупречную чистоту в цехе, полюбоваться несуетливой, аккуратной работой. Хочется ущипнуть себя: наяву ли? —Да нет, все в яви и, даст Бог, надолго —дела-то нужные, реальные.