Связь с использованием портативной радиоаппаратуры существует в нашей стране давно. Для нее выделены определенные диапазоны радиочастот. Одни предназначены исключительно для служебных целей, другие отданы официально зарегистрированным радиолюбителям-коротковолновикам. Несанкционированная работа на этих частотах запрещена. А надо заметить, что от выбора диапазона прямо зависят возможности и качество связи.
Единственный диапазон «для всех» —это разбитая на сорок каналов полоса от 26.970 до 27,405 МГц, известная как Citizens Band (гражданский диапазон) или просто «Си-Би». Работать здесь может каждый, единственное условие —получение разрешения в местном отделении Государственной инспекции электросвязи (ГИЭ). Именно тут будущий «сибист» получает необходимый документ и позывной для своей радиостанции (если их несколько, то для каждой в отдельности), предварительно уплатив кассовый сбор. О существовании ГИЭ «сибист» не должен забывать и в дальнейшем: местные отделения контролируют эфир, на них возложены карательные функции при несоблюдении правил работы. Юридической основой всего этого круга вопросов являются «Правила продажи, регистрации и эксплуатации портативных радиостанций», а постановление Правительства России № 30 от 15 января 1993 года «Об упорядочении использования радиоэлектронных средств на территории РФ» послужит, возможно, базой для принятия более серьезного закона.
Теперь немного о технике, которую нам предоставила московская фирма РКК (ее рекламу читатели могли видеть в предыдущих номерах «За рулем»). В нашем распоряжении были импортные автомобильные транеиверы «Мегаджет 2701». адаптированные к российскому эфиру, снабженные комплектами антенн и устройств для подключения. Максимальная выходная мощность станций не превышает 4 Вт, что не противоречит действующим у нас правилам. Для выбора каналов имеются
соответствующие кнопки, а отдельный переключатель предназначен для экстренного включения 9-го и 19-го каналов, традиционно используемых на Западе для быстрой связи с полицией и другими оперативными службами. Станции оснащены системой подавления эфирного шума, избавляющей от необходимости постоянно слушать назойливое шипение.
Для всех многоканальных станций в российском эфире шестнадцатый канал традиционно является диспетчерским: в нем обычно «ищут» друг друга или просто слушают эфир. Продолжительная работа в нем считается некорректной и прощается лишь владельцам одноканальных устройств.
Переходим к рассказу о практическом знакомстве.
Для первой попытки взяли редакционный АЗЛК-21412, питающий кабель станции подсоединили к гнезду прикуривателя, а антенну с магнитным держателем «шлепнули» на середину крыши. Саму станцию закрепили под центральной консолью в салоне, использовав скобу и винты из прилагаемого комплекта. Включаем, пробуем. Бодрый сухой треск из динамика «Мегаджета» сразу дает понять, что «ненужные» помехоподавительные колпачки на свечах были выброшены напрасно. Пробуем чаи и тать станцию напрямую от аккумуляторной батареи, изменить ее размещение. Небольшой эффект есть, но работать нельзя (при этом штатный приемник «Былина» чувствовал себя великолепно).
Повторяем все те же действия на «Таврии», подключившись на этот раз в гнездо переносной лампы, благо в этой машине оно расположено в салоне. Заработало!
Включаемся в шестнадцатый канал и с непривычным шипением в салоне и отрывками чьих-то фраз выезжаем на улицу. Вполне терпимый эфирный шум сменяется совершенно невыносимым ревом, который преследует на всем Садовом кольце. Пик помехи приходится на район Красных ворот, где, как выяснилось, находится одна из многочисленных московских «глухих» радиозон, в которых можно не слышать даже идущую следом машину. Позже мы насчитали с десяток мест, связь из которых практически невозможна. На Котельнической набережной эфир довольно чистый. Нажимаю тангенту выносного микрофона и называю свой позывной. Тут же откликается корреспондент из Орехово-Борисово, работающий с базовой станции. Расстояние большое, но и связь не очень устойчива. Возвращаюсь в 16-й канал и просто слушаю эфир. Переговоров много, а я не могу отделаться от ощущения тотального подслушивания. Все, о чем вы говорите в эфире, слышно отнюдь не только вашему собеседнику. Впрочем, о моральной ответственности и воспитанности нужен отдельный разговор.
Со Старой площади, «пробив» весь центр, неожиданно удается связаться с базовой станцией из района метро «Войковская». Удовольствие длится недолго, поскольку Лубянская площадь встречает меня поистине звериным ревом. Скосившись на знаменитое здание, невольно думаю, сколько же там могучей шпионской аппаратуры. Поворачиваю направо и по «глухой» Сретенке возвращаюсь в редакцию. Первое знакомство состоялось. Впечатление неоднозначное.
Пробные поездки показали, что многое зависит от ландшафта города. Дело вот в чем. На характер распространения радиоволн и, соответственно, на устойчивость связи большое влияние оказывает положение передающей антенны по отношению к приемной. Проще говоря, находясь на смотровой площадке МГУ (одна из самых высоких точек Москвы), вы малой мощностью запросто сможете «накрывать» полгорода, а с низкого места, да еще закрытого домами, связь очень ограничена по дальности. Возможная дальность связи —это первый вопрос, который задает несведущий человек, когда слышит слово «радиостанция». Увы, применительно к городу говорить об этом бессмысленно: слишком велико влияние многих факторов, важнейшим из которых являются промышленные помехи. А их в диапазоне 27 МГц дают практически все промышленные установки, включая компьютеры и СВЧ-печи. В одном из действующих основополагающих документов прямо сказано: «Работающие в этой полосе службы радиосвязи должны мириться с вредными помехами, которые могут быть вызваны такими установками».
На некоторых частотах, случается, проходят сигналы зарубежных СВ-радиостанций, причем можно не слышать московского корреспондента и при этом провести сеанс связи с радиолюбителем из Англии или ФРГ. Такой феномен объясняется эффектом отражения радиоволн от ионосферы, но это скорее исключение, чем правило.
На следующий день выезжаем на двух машинах. Ставим перед собой задачу определить прохождение радиосигнала в «спальных» районах и за пределами города.
Рязанский проспект. Намеренно отпускаю далеко вперед ВАЗ-21099 с таким же «Мегаджетом» в салоне. Настраиваю «шумодав» и в режиме повышенного комфорта еду в редком потоке. Несмотря на яркий
дневной свет, показания светящегося индикатора станции хорошо улавливаются боковым зрением. Впрочем, при элементарном навыке управлять ей можно и вслепую. Поворачиваю в сторону Новогиреево и связываюсь с «девяносто девятой». Машина оказывается на несколько кварталов впереди, нас разделяет лесной массив Кусково и микрорайон Всшняки-Владычино. Связь хорошая, сигнал практически не «плавает». Держа микрофон в правой руке и одновременно переключая передачи, замечаю, что в спокойном темпе езды такие манипуляции не вызывают сложностей и не отвлекают от управления.
Попутешествовав по юго-востоку города, решаем, объективности ради, побывать в противоположной его части. После сорокаминутного марш-броска по кольцевой дороге оказываемся в Строгино. Как и следовало ожидать, результат аналогичен: связь действительно можно назвать связью.
В процессе дальнейших служебных поездок по городу удалось получить достаточно четкую картину реальных возможностей автомобильной радиосвязи. Как правило, ее качество улучшается прямо пропорционально удалению от центра города. На периферии значительно меньше провальных зон.
а навязчивая гудящая помеха чувствуется только в непосредственной близости от предприятий. Слышимость базовых станций очень стабильна.
В одной из поездок довелось столкнуться с любопытным явлением. Неожиданно замечаю, что у идущего впереди БМВ зажигаются фонари стоп-сигналов всякий раз, как только я включаю станцию на передачу. Присмотревшись, различаю на передней панели той машины силуэт радар-детектора. Внезапная догадка позволила буквально держать на привязи темпераментного водителя, начавшего уже нервно перенастраивать модный прибор. Таким комичным образом выяснилось, что радиоаппаратура диапазона «Ciiizens Band» уже на довольно большом расстоянии заставляет срабатывать радар-детекторы. В такой ситуации следовало проверить также реакцию самих радаров, что мы и сделали у ближайшего поста. Для работников ГАИ результат был радостным —никаких помех на их «Барьер» не передавалось.
Загородная поездка укрепила наше мнение о том, что радиосвязь в диапазоне 27 МГц —это прекрасный помощник фермера, сельского предпринимателя. Жителям загородной зоны трудно посоветовать что-либо более простое и дешевое в качестве средства связи.
Уместно подчеркнуть, что среди участников нашего радиотеста умышленно не было ни одного человека, профессионально разбирающегося в радиосвязи. Именно с этих позиций сделаны выводы, к которым я хочу перейти.
Сначала об аппаратуре. Пожалуй, единственный недостаток автомобильной радиостанции «Мегаджет 2701» —отсутствие разъема для питания непосредственно в корпусе станции. Разумеется, на Западе никому и в голову не придет снимать радиостанцию с постоянного места в автомобиле, но у нас ее приходится все время таскать с собой: оставить такую вещь в машине без присмотра было бы проявлением крайней беспечности. Вот и носишь с ней весь моток проводов. Надеемся, что фирмы, торгующие подобной продукцией.
обратят на это внимание, тем более что никаких принципиальных переделок не потребуется.
Что касается антенн, то основное условие их работоспособности —максимальная согласованность со станцией. На кусок проволоки она работать не будет. Не годятся и антенны для автомобильных приемников. Излучающий штырь автомобильной приемопередающей антенны настраивается с точностью до миллиметров по длине и любое рассогласование сказывается на качестве связи.
Самый простой и удобный вариант антенны для автомобиля —конструкция на магнитной подошве. Она быстро устанавливается и абсолютно универсальна. Правда, такая антенна не самая эффективная, а из-за длинного штыря склонна к опрокидыванию. Дважды у нас был шанс ее потерять: после внушительного прыжка на кочке и при проезде под ветками дерева. С позиций устойчивости связи наилучший результат дает жесткая антенна типа ДВ-27, но для ее установки нужно сверлить крышу или крыло, а во время стоянки она служит приманкой для хулиганов. Антенный кабель желательно не трепать по салону и ни в коем случае не укорачивать, чтобы не потерять согласование.
Самый неоднозначный вопрос —связь в городе. Результаты нашего теста показали, что установить контакт между двумя машинами в городе удается не всегда. Выход —связь через базовую станцию с хорошей антенной, установленной на крыше дома.
Пожалуй, без всяких оговорок можно рекомендовать использование радиосвязи в загородной местности, вообще в непромышленных зонах. Тут она действительно надежна и удобна. Не стоит забывать и проблемы грузовых междугородных перевозок. Очень часто автомобили идут караваном и связь между ними жизненно необходима.
Говоря о практическом применении радиосвязи, хотелось бы воздержаться от резких, однозначных оценок и рекомендаций.
Одна из причин —наличие альтернативных вариантов, начиная от простого телефона и заканчивая очень сложной и дорогой сотовой сетью. В конечном счете, выбор определяется сочетанием запросов и финансовых возможностей. Мы же, со своей стороны, готовы рассмотреть предложения фирм и организаций по потребительским испытаниям любых видов мобильной связи и обязательно вернемся к этой теме на страницах журнала.