При каждом ТО2 необходимо проверять крепление генератора, шкива, натяжение ремня, соединения проводов. При каждом четвертом ТО2’снимают генератор. Его частично разбирают, удаляют пыль, проверяют состояние щеток: при необходимости их заменяют. Сильно загрязненные контактные кольца зачищают стеклянной мелкозернистой бумагой. Проверяют усилие пружин, состояние щеток, подшипников. После сборки генератор проверяют.
Работу релерегулятора проверяют при каждом ТО2 непосредственно на автомобиле или при обнаружении неисправностей (смотреть статью под номером 41). При проведении технического обслуживания следует периодически проверять крепления всех проводов, состояние изоляции, не допускать попадания топлива и масла на провода, так как происходит ускоренный процесс разрушения их изоляции. Напряжение проверять следует только вольтметром, включают его между клеммами « + » генератора и «массой».
Категорически запрещается проверка исправности генераторной установки путем кратковременного замыкания клемм генератора или релерегулятора на массу. В этом случае могут отказать релерегулятор или генератор. Если отключен «плюсовой» провод генератора, запрещается даже кратковременно запускать двигатель. Это приведет к возникновению на выпрямителе генератора повышенного напряжения, опасного для диодов выпрямителя.
При мойке автомобиля нельзя допускать, чтобы вода попадала на генератор и релерегулятор.
Установки с генераторами переменного тока работают значительно дольше и надежнее, чем установки постоянного тока. При неисправности генераторной установки следует осмотреть крепления проводов, генератора, состояние щеток, контактных колец и щеточных пружин, натяжение приводного ремня. Если причины не обнаружены, следует замкнуть клеммы ВЗ и Ш релерегулятора РР362, или клеммы ( + ) и Ш регулятора напряжения РР350. Если при этом искрения не было и амперметр не показал зарядного тока, следовательно, неисправен генератор. Если при замыкании клемм ВЗ и Ш или ( + ) и Ш релерегуляторов РР362 и РР350 амперметр не показывает зарядного тока и возникает электрическая дуга, то причиной неисправности будет короткое замыкание цепи обмотки возбуждения на массу.
Допустим, что при замыкании клеммы ВЗ и Ш или ( + ) и Ш релерегуляторов или регулятора напряжения амперметр показал зарядный ток. В этом случае неисправность заключена в релерегуляторе, который должен быть снят и сдан на проверку, ремонт и регулировку.
Для устранения неисправностей реленапряжения в пути как временный выход, можно соединить клеммы ( + ) и Ш регулятора напряжения РР350 или ВЗ и Ш релерегулятора РР362 генератора и двигаться с такой скоростью, чтобы сила зарядного тока не превышала 20—25 А.
Продолжительность заряда аккумуляторной батареи не должна превышать 30 мин. Затем перемычку снимают, и через несколько часов движения необходимо снова произвести подзарядку аккумуляторной батареи.
Проверку транзистора релерегулятора РР362 следует производить так: останавливают двигатель, включают зажигание, включают лампу 12В между клеммами Ш и массой релерегулятора и вольтметр. Нажатием руки замыкают поочередно контакты релерегулятора и реле защиты. Если при этом лампочка не гаснет, а показания вольтметра не меняются, следовательно, пробит транзистор.
Если амперметр длительно показывает большой зарядный ток (автомобиль оборудован бесконтактным регулятором напряжения), то, чтобы не было перезарядки батареи, отсоединяют штепсельный разъем от регулятора напряжения. Аккумуляторную батарею полностью нельзя отключить, так как резко возрастает напряжение. Через несколько часов движения к регулятору напряжения присоединяют штепсельный разъем для заряда аккумуляторной батареи.
Проверка генератора переменного тока простейшим способом производится непосредственно на автомобиле. Для этого зажим ( + ) на генераторе замыкают через лампу или через вольтметр на массу; аккумулятор при этом должен быть отключен. Если лампа имеет нормальный накал, а вольтметр показывает напряжение 13,5—15 В при испытании 12вольтового и 27—30 В при испытании 24вольтового генератора, то генератор считается исправным. Если же лампа горит неполным накалом, а вольтметр показывает пониженное напряжение, то можно на несколько секунд замкнуть между собой зажимы ( + ) и Ш. Если повысится напряжение в цепи или лампа загорится полным накалом, значит, неисправен релерегулятор.
Более точная проверка генератора достигается на стенде или на автомобиле при помощи прибора вольтамперметра, вольтметра, амперметра и реостата, которым создаются нагрузки. Схема про верки генератора приведена на рисунке 29. Проверяют генератор без нагрузки и с нагрузкой (смотреть статью под номером 40).
После проверки и замены негодных деталей генератор собирают и снова подвергают проверке. Необходимо также проверять состояние щеток, щеткодержателей, силу щеточных пружин. Если нажим на щетки слаб, получается искрение. При сильном нажиме повышается износ колец и щеток. Нажатие должно быть в пределах 180—260 г. Его усилие проверяют динамометром.
Проверка и регулировка релерегулятора производится при каждом ТО2. Проверку производят как на стенде, так непосредственно и на автомобиле. Для этого берется вольтметр со шкалой до 30 А и реостат (смотреть статью под номером 30) при проверке регулятора напряжения РР350. Вольтметр включают между клеммой ВЗ релерегулятора и массой при проверке релерегулятора РР362 (смотреть статью под номером 31а).
Двигатель запускают, прогревают, затем создают нагрузку реостатом или включают подфарники и задние фонари. Проверяют показания вольтметра. Если показания не соответствуют принятым, то регулятор регулируют (РР362А, РР115В, РР380), снимают крышку и натягивают пружины регулятора напряжения, в релерегуляторе напряжения РР350 производят изменения подбором соответствующего сопротивления.
После регулировки останавливают двигатель, надевают крышку и снова проверяют релерегулятор при закрытой крышке. В то же время следует проверить напряжение между клеммой ВЗ и «массой» или между клеммой ( + ) генератора и массой. Разница не должна превышать 1,5 В относительно замеренного напряжения на релерегуляторе (смотреть статью под номером 41).
Проверка реле защиты релерегулятора РР362А. Проверяется как на стенде, так и на автомобиле (смотреть статью под номером 316). Клемма ( —) батареи подключается через реостат 2, амперметр к клемме III релерегулятора 3; вторая клемма ( + ) батареи подключается к коллектору 4, на котором закреплен транзистор. В этом случае ток будет протекать только через обмотку реле защиты. Включаем сеть и реостатом регулируем силу тока в пределах 3,2—3,6 А. В этом случае должно срабатывать реле защиты.
При несоответствии необходимо произвести регулировку реле защиты (РЗ), натягивая или отпуская пружину. Исправность реле защиты непосредственно на автомобиле можно проверить следующим образом. Снимают крышку релерегулятора, включают зажигание, не запуская двигателя, замыкают клемму Ш генератора на «массу». В этом случае контакты реле защиты должны замкнуться.
Проверка транзистора релерегулятора. Производится непосредственно на автомобиле. Для этого подключают вольтметр к зажимам ( + ) и ( —) генератора, снимают крышку релерегулятора. Запускают двигатель и отключают аккумуляторную батарею. Затем замыкают контакты нажатием якорька РЗ или PR релерегулятора РР362. Если напряжение упадет, а при размыкании контактов возрастет снова до первоначальной величины, транзистор исправен. Если же напряжение при этом не изменится, останется завышенным,— транзистор пробит.
Проверить транзистор можно при помощи омметра. Для этого замеряют сопротивления выводных проводов транзистора. При неисправном транзисторе сопротивление будет равно бесконечности или нулю. Когда сопротивление между двумя концами проводов больше нуля и составляет до 500 Ом,— транзистор исправен.
Проверка реле включения релерегулятора РР115В производится по схеме (смотреть статью под номером 31 в) при испытании На автомобиле и стенде. При этом амперметр и реостат включают последовательно, между зажимом «ВЗ» релерегулятора и проводом, который идет на выключатель зажигания. А вольтметр подключают на «массу» и клемму ВЗ релерегулятора. Включается ток и реостатом увеличивают напряжение в пределах 6—9 В до срабатывания реле включения. При несоответствии производится регулировка реле включения натяжением или ослаблением пружины. Аналогично производится проверка и регулировка реле включения релерегулятора РР310.
Проверка селенового выпрямителя и уход за ним. Уход за выпрямителем заключается в проверке его крепления, удалении пыли с шайб выпрямителя. Делается это осторожно, чтобы не повредить верхний слой (лучше обдувать воздухом). Проверяют выпрямитель по величине обратного тока и падению напряжения в каждом плече выпрямителя.
Для проверки падения напряжения подключают аккумуляторную батарею напряжением 6 В, включают в цепь реостат и устанавливают силу тока: для выпрямителей PC 310—10 A, PC 29 — 40 A, PC 300, PC 300А— 15 А, замеряют падение напряжения в каждом плече, которое должно быть не более 2 В (смотреть статью под номером 32а). Обратный ток измеряют на каждом плече при напряжении источника тока 14 В. Сила обратного тока на каждом плече не должна превышать 2 А.
Сшпу обратного тока можно проверить при работе генератора в режиме холостого хода. Для этого питание обмотки возбуждения генератора подводят от аккумулятора через реостат. Ротору придают скорость вращения в пределах 800—¦ 1000 об/мин.
Регулируя реостатом силу тока возбуждения, устанавливаем напряжение на зажимах фаз генератора 15 в (смотреть статью под номером 326). Если исправен выпрямитель, каждый амперметр должен показывать ток не более 4А, а для каждого плеча он будет составлять 2А, поскольку амперметр показывает суммарный ток для двух плеч.