Появилось желание продолжить тему и поговорить о незаслуженно забытом автомобиле-фронтовике «Студебеккере». Об этой машине каждый фронтовик, особенно автомобилист, сохранил, наверняка, самые теплые воспоминания. Все мы благодарны отечественным полуторкам и трехтонкам, хорошо поработавшим в первый, самый тяжелый период войны, но они не были в полной мере военными автомобилями, не обладали должной проходимостью. А «Студебеккер» модели «ЮС6» (колесной формулы 6X6) отличался хорошей скоростью на шоссе и высокой проходимостью в условиях бездорожья. Кроме того, важными его особенностями были мощный двигатель, удачный выбор передаточных чисел, прочный металлический кузов с высокими бортами, откидывающимися сиденьями, что создавало хорошие условия для перевозки грузов и людей. Массивные передний и задний бамперы предохраняли капот и кузов от случайных повреждений и позволяли выталкивать застрявшие машины.
Меня поражала высокая проходимость «стударей» (как их называли фронтовые шоферы). Ранней весной 1944 года мы вывозили склад боеприпасов из витебских лесов в город Невель на переформирование перед известной операцией «Багратион». На передние колеса прибывших за ними «студебеккеров» были привинчены скаты, а на все шины надеты цепи противоскольжения. Благодаря этому на трех ведущих мостах, на второй, зачастую и на первой передаче они прошли по сплошному вязкому глинистому месиву, благополучно доставив нас до места. По пути не попалось ни одной машины, так как грязь была непролазная. При широкомасштабных операциях использовали «студари» с мощными лебедками, которыми вытаскивали застрявшую даже тяжелогруженую технику.
Конечно, справедливости ради необходимо отметить недостатки «американца»:
повышенную чувствительность к качеству горючего и весьма ощутимый его расход, частую повреждаемость шин во фронтовых условиях. Но в целом, в качестве военного автомобиля «Студебеккер» заслуживает всяческих похвал.
Как и автор статьи «Это что за броневик?», я категорически против, чтобы легендарные «катюши», которые экспонируются в музеях, были смонтированы на ЗИС-6 и «151». Известно, что в 1942 году в КБ московского завода «Компрессор» под руководством В. Бармина была создана пусковая установка БМ-13Н, которая монтировалась, за небольшим исключением, только на «студебеккерах».
К сожалению, по чьему-то неумному приказу даже в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге подлинные боевые установки БМ-13, БМ-31-12, смонтированные на американских машинах, отмеченные боевыми отличиями и фронтовыми «ранами», заменены «катюшами», стоящими на послевоенных машинах. Где сейчас заслуженные «ветераны», свидетели героических подвигов гвардейских минометных частей? Пошли под безжалостный пресс?.
Считаю, еще не поздно вернуть былую славу трудяге «Студебеккеру», добротно сработанному американцами, стремившимися оказать посильную помощь воинам Красной Армии в борьбе с вермахтом. «Король фронтовых дороги заслужил это по праву! И на мемориале советским воинам-автомобилистам на шоссе под Брянском рядом с отечественными ГАЗ-ММ и ЗИС-5 должен занять достойное место американский «Студебеккер» —представитель 401 тысячи машин, поставленных в годы войны из США по ленд-лизу. Это будет и добрая память о сотнях тысяч водителях-фронтовиках, проведших «иностранцев» по огненным дорогам Великой Отечественной.