От правильной установки момента зажигания зависит мощность, тепловой режим и экономичность двигателя. Перед установкой прерывательраспределитель очищают от грязи, пыли, проверяют зазор между контактами прерывателя, устанавливают риску октанкорректора на нулевое деление. Вывертывают свечу первого цилиндра, закрывают отверстие цальцем или комочком бумаги и проворачивают коленчатый вал рукояткой до обнаружения выхода воздуха из цилиндра. Далее медленно поворачивают коленчатый вал до Совпадения метки на маховике со стрелкойуказателем на картере сцепления или метки на шкиве коленчатого вала с меткой на крышке распределительных шестерен (смотреть статью под номером 37). Затем ставится токоразносная пластина ротора против гнезда карболитовой крышки распределителя, от которого идет провод к свече первого цилиндра. Вставляя прерывательраспределитель в гнездо, слегка поворачивают ротор на небольшой угол, пока валик прерывателяраспределителя не войдет в зацепление. Контакты прерывателя должны находиться в моменте.начала размыкания. Начало размыкания ном участке дороги. Набрав скорость 30—40 км/ч, резко нажимают на педаль управления дросселем. Если появляются и быстро исчезают легкие стуки,— зажигание установлено правильно можно более точно установить, если переносную лампу подключить к «массе» двигателя и к зажимам низкого напряжения прерывателяраспределителя, включить зажигание и осторожно поворачивать корпус распределителя против направления вращения ротора.
В момент начала размыкания контактов лампа загорится, или между «массой» и концом провода высокого напряжения проскочит искра. Затем закрепляют прерывательраспределитель. Устанавливают провода согласно порядку работы двигателя. Присоединяют трубку к штуцеру вакуумного регулятора.
Проверку правильности установки зажигания можно произвести также во время движения автомобиля. Ее проводят на горизонталь
Проверка конденсатора и катушки зажигания
Конденсатор проверяют на способность заряжаться и сохранять заряд. Проверку его можно произвести несколькими способами: на стенде или с помощью неоновой лампы.
В сеть постоянного тока включают последовательно неоновую лампу и конденсатор, затем включают ток. Если лампа загорается сразу, то конденсатор неисправен. В осветительную сеть напряжением 220 В включают последовательно конденсатор и электролампу. Загорание электролампы укажет на неисправность конденсатора.
Можно проверить неисправность конденсатора и в пути. Параллельно контактам прерывателя присоединяют лампу (12 В) и включают зажигание. Если конденсатор неисправен, то при разомкнутых контактах лампа загорится.
Другой способ. Конденсатор нужно надежно соединить с «массой» автомобиля и включить зажигание. Провод высокого напряжения подносят к проводу конденсатора на расстояние до 2 мм. При этом несколько раз размыкают контакты прерывателя и заряжают конденсатор. Затем провод конденсатора подносят к его корпусу. Если через зазор между проводом и корпусом проскакивает искра, конденсатор исправен.
Проверку катушки зажигания можно произвести прибором непосредственно на автомобиле. Для этого отсоединяют все провода от катушки и присоединяют к прибору НИИАТЭ5. На разряднике устанавливают искровой промежуток, равный 5 мм.
Включают прибор, увеличивают искровой промежуток до 7 мм. Катушка считается исправной, если при искровом промежутке, равном 7 мм, наблюдается бесперебойное искрообразование. При отсутствии прибора производят сравнение искрообразования испытуемой катушки зажигания с эталонной.
Катушку зажигания (первичную цепь и сопротивление) можно проверить от аккумуляторной батареи (смотреть статью под номером 27). Для этого катушку зажигания подключают к аккумуляторной батарее через контрольную лампочку. Затем провод 1 попеременно присоединяют к клеммам ВКБ и ВК. Лампочка загорается только при соединении с клеммой ВК Следовательно, сопротивление имеет разрыв. Если контрольная лампочка не загорается, когда ее поднесли к клемме ВК, значит, в цепи первичной обмотки имеется разрыв.
Вторичную обмотку катушки зажигания можно проверить, если ее включить в световую сеть переменного тока напряжением 220 В (смотреть статью под номером 27). При этом между проводом и клеммой «Р» делают небольшой зазор, если будет появляться небольшая искра, значит, вторичная обмотка катушки зажигания исправна.