По какимто причинам, особенно после ремонта аккумуляторной батареи, могут остаться непомеченными выводные штыри. Тогда полярность можно определить, если два конца приводов от выводных штырей батареи воткнуть в разрезанную сырую картофелину на расстоянии 3—5 мм один от другого. Около положительного провода картофелина окрасится в зеленый цвет. Другой способ. Оба провода опускают в слабый раствор серной кислоты на некотором расстоянии друг от друга. Около отрицательного провода начнут бурно выделяться пузырьки газа.
Зарядка и подзарядка новых и бывших s употреблении аккумуляторных батарей
Перед заливкой новых аккумуляторных батарей в некоторых аккумуляторах вывертывают пробки и удаляют герметизирующие диски, а у других батарей в крышках имеются вентиляционные штуцеры Для автоматической регулировки уровня электролита. Из этих отверстий удаляют укупорочные стержни. В некоторых пробках вставляется герметизирующая пленка, которая также удаляет* ся перед заливкой.
Постепенно небольшой струей в аккумуляторы заливают электролит. Температура его должна быть не ниже М5°С и не выше + 250С. Плотность электролита в зависимости от сезонности и климатических условий должна соответствовать нормам, которые приводятся в таблице 34.
Если аккумуляторная батарея новая и имеет деревянные сепараторы, то плотность электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна быть выше на 0,03, так как эти сепараторы содержат значительное количество влаги. Если же сепараторы изготовлены из мипора и мипласта, то плотность электролита должна быть ниже на 0,03. После зарядки плотность электролита в аккумуляторах должна соответствовать нормам, приведенным в таблице 32.
Когда батарея не заряжена заводом, после заливки электролитом ее выдерживают в течение 4—6 часов, чтобы пропитались сухие пластины и сепараторы и снизилась температура. А сухозаряженные батареи после залива электролитом выдерживают в течение 3 часов. Затем ставят батарею на зарядку, положительную клемму присоединяют к положительному источнику постоянного тока, а отрицательную — к отрицательному полюсу. Величина силы тока в амперах, принятая для первого заряда незаряженных батарей, составляет 0,07, а для первого заряда сухозаряженных батарей и нормального заряда берется 0,10 от их номинальной емкости в амперчасах.
Время первого заряда колеблется в пределах от 25 до 50 часов и зависит от срока хранения батареи с момента изготовления; для сухозаряженных батарей оно составляет от 5 до 8 часов при сроке хранения их не более одного года. Необходимые данные по зарядке аккумуляторных батарей приводятся в таблице 35. При заряде, если температура электролита поднимается выше +30°С, уменьшают наполовину зарядную силу тока или прерывают заряд совсем.
Зарядку ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение, «кипение» во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита будут постоянны в течение трех часов. Это будет характеризовать конец заряда. Для ускорения процесса заряда допускается двухступенчатый режим. Вначале берется сила тока в 1,5 раза больше, чем для нормального первого заряда. Его ведут до тех пор, пока напряжение на аккумуляторах не достигнет 2,4 В. Затем силу тока следует снизить до значения силы тока первого заряда.