При ремонте автомобиля, в первую очередь кузова, приходится применять сварку. В магазинах есть небольшие электросварочные аппараты (бытовые). Их приобретают для коллективных гаражей, кооперативов и т. д., но пользоваться ими многие просто не умеют, хотя нужда велика.
Между тем освоить сварочные операции не очень трудно. Практика показывает, что после нескольких уроков и упражнений это вполне сносно выполняют автолюбители, обслуживающие или ремонтирующие машину своими силами. В помощь им предлагаем «урок» сварщика С. АРХИПОВА из г. Шлиссельбурга Ленинградской области.
Подготовка к работе. Главное, что всегда необходимо помнить: сварка —это открытый огонь, поэтому поблизости не должно быть легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ —таких, как дерево, бумага, тряпки, краски, масла, горючее, газы и т. п. Перед началом работы обязательно приготовьте и держите под рукой что-нибудь из средств пожаротушения: огнетушитель, песок, ведро с водой, брезент, асбест.
Одежда должна быть плотной, не оставлять открытых участков тела, чтобы избежать ожогов от брызг расплавленного металла, а также ультрафиолетового облучения. При очистке от шлака сварочных швов (особенно горячих) обязательно используйте защитные очки.
Во избежание поражений электрическим током сварочные кабели должны быть хорошо изолированы. В сырую погоду сварочных работ лучше не производить.
Закончив сварку в гараже, убедитесь, что нигде не затаилась искра, и лишь тогда уходите.
Зону сварочного шва необходимо очистить от краски, ржавчины, масел, песка и прочих налетов, так как грязь препятствует разжиганию дуги и ведет к образованию излишней накипи (шлака), мешающей видеть шов и ухудшающей его качество.
Сила тока и тип электрода зависят в основном от пространственного положения шва и толщины свариваемого металла. Чем лист толще, тем больше требуется энергии для прогрева, а значит, нужен сварочный ток большой силы и, наоборот, чем тоньше металл, тем меньше ток.
Если свариваемый металл легко прогорает или на его кромках появляются крупные раковины (при этом дуга горит шумно, электрод сгорает интенсивно, раскаляясь иногда докрасна), значит ток велик: он пригоден для резки металла.
Если при разжигании дуги электрод прилипает к металлу, дуга горит неустойчиво, часто гаснет, шлак не «отдувается», значит, силу тока надо прибавить. Когда возможности сварочного аппарата не позволяют этого сделать, можно взять электроды меньшего диаметра. Нужно также свести к минимуму сопротивление цепи: заменить сварочный кабель на более короткий и большего поперечного сечения, обеспечить надежный контакт держателя со сварочным проводом и провода «земля» с «массой» —свариваемым металлом.
Если сварочный аппарат постоянного тока, то применять можно любые электроды: предназначенные и для переменного тока (без меток), и для постоянного (типа УОНИ, имеющие на оголенном конце метку белого или желтого цвета), и электроды из нержавеющей стали (они не притягиваются магнитом). Но для сварочного аппарата переменного тока пригодны только электроды переменного тока.
Рассмотрим схему, как бы «стоп-кадр», сварочного процесса, приведенную на рисунке.
Около эпицентра дуги образуется зона расплавленного металла, цвет которого беловатый, с глянцевым отблеском. За ним располагается шлак в жидком состоянии, который чуть темнее металла и не блестит. Он легче металла и отвердевает позднее, поэтому его граница дальше от эпицентра дуги, чем граница жидкого металла. Для неопытного глаза цвет металла и цвет шлака почти одинаковы, особенно при большом токе. Все внимание надо сконцентрировать на чистом металле, следя за тем, как формируется шов. Металл кристаллизуется моментально, тогда как шлак еще несколько секунд находится в неспокойном состоянии —кипит и колеблется.
Форма границ жидкого металла, и особенно жидкого шлака, постоянно меняется —это надо знать, накладывая первые сварочные швы. Кроме того, расстояние между границами может сужаться вплоть до слияния. Чтобы избежать этого, необходимо держать их в поле зрения и вовремя «отдуть» границу шлака подальше, задержав электрод на какой-то момент или даже вернувшись немного назад. Это делают, либо наклонив электрод вниз, либо передвигая его назад-вверх-вперед, как бы поглаживая шов. Тем самым мы уплотняем металл, формируя прочный и в то же время красивый сварочный шов (что немаловажно для специалиста). Вот почему не следует торопиться продвигать электрод все время вперед. Процесс должен быть постоянно под контролем. Лишь убедившись, что последний участок шва сформировался как надо, можно двигаться дальше.
При этом сварщик мгновенно оценивает и контролирует несколько показателей: по оси шва —наличие наплавленного металла, отсутствие видимых пор, плотность шва и его внешний вид. В поперечном направлении —толщину (калибр) шва и равномерность распределения металла шва по обе стороны от стыка (регулируется наклонами электрода или возвратно-поступательными движениями его в стороны).
Уверен, что после некоторой тренировки вы почувствуете свойства расплавленного металла, тогда сможете приварить и новый порог, и крыло к своему автомобилю. А это не только сэкономит деньги и время, но и даст моральное удовлетворение.