Чтобы ходить инвалиду нужен автомобиль. Раньше о нем беспокоилось государство, финансовые возможности которого сейчас ограниченны.
Судите сами, в начале весны «Ока» с ручным управлением «тянула» под миллион, а стоимость мотоколяски была почти 300 тысяч рублей. Это свободные отпускные цены, устанавливаемые заводом-изготовителем (без учета торговой надбавки). Кстати, с мотоколяской вопрос решен однозначно: выдавать ее будут бесплатно инвалидам всех категорий при отсутствии противопоказаний к вождению. Правда, потребность в 12 тысячах мотоколясок в год серпуховский завод обещает удовлетворить в 1993-м только наполовину. А в следующем году вообще планирует закрыть устаревшее производство.
Инвалиды, которым полагающаяся бесплатно мотоколяска окажется не по душе, имеют право с зачетом ее стоимости приобрести автомобиль. Но твердых гарантий на быстрое получение машины у них сегодня нет. В I квартале этого года ЗАЗ предложил органам социальной защиты России всего 15 тысяч «запорожцев», да и те полностью не были выкуплены. Местные органы социальной защиты смогли осилить лишь 12 тысяч. При
чина —ограниченные финансовые возможности.
Какова реальная помощь инвалиду, которому все-таки посчастливилось стать аптовладель-цем? Министерство финансов и Министерство социальной защиты населения России повысили годовую компенсацию расходов на эксплуатацию и ремонт автомобиля до 8 тысяч 700 рублей, мотоколяски —до 3 тысяч 619 рублей. Местным органам власти дано право увеличить размер этих выплат.
В Москве этим воспользовались и согласно распоряжению Ю. Лужкова (№ 109 от 25.01.93 г.) для инвалидов-автомобилистов выделили свыше 95 миллионов рублей. Каждому владельцу мотоколяски положено на бензин 7786 рублей, а автовладельцу 18 762 рубля. Инвалиды войны, которые не могут по состоянию здоровья управлять положенным им бесплатно «Запорожцем», получат 28 856 рублей. Все выплаты производятся из всебюджетного фонда социальной защиты населения Москвы.
Многие инвалиды разуверились в организациях, созданных именно для помощи им. Хотелось бы напомнить о существовании таких структур у нас в России. Мы не гарантируем, что они решат все проблемы, но помочь и поддержать обязаны.