В настоящее время работают на автомобилях двигатели с верхнеклапанным расположением. Поэтому температурный зазор устанавливается между стержнем клапана и коромыслом (либо кулачком распределительного вала) исходя из условия плотной посадки клапанов и бесшумной их работы. Проверяется и регулируется при ТО2.
Когда двигатель нагревается, происходит расширение деталей газораспределительного механизма. При недостаточном тепловом зазоре это приводит к неплотной посадке клапанов в седлах. Двигатель теряет компрессию, перегревается, а следовательно, снижается его мощность, увеличивается расход горючего, подгорают фаски клапанов, гнезд, происходит коробление стержней клапанов. Такое явление объясняется тем, что при уменьшенном тепловом зазоре впускных клапанов во время такта сжатия некоторое количество рабочей смеси выталкивается во впускной трубопровод. Как следствие, уменьшается коэффициент наполнения цилиндров горючей смесью. Во время рабочего хода поршня часть горячих газов также выталкивается во впускной трубопровод. Подгорают фаски клапанов, воспламеняется рабочая смесь во впускном трубопроводе. При этом происходят хлопки, «чихание», что небезопасно в пожарном отношении.
При уменьшенном зазоре в выпускных клапанах при такте сжатия рабочая смесь попадает в выпускной трубопровод, а затем — в глушитель, и сгорание сопровождается «выстрелами».
К тому же в двигателе ЗМЗ53, ГАЗ24 при прогреве может возникнуть стук переднего или последнего клапанов. Тогда зазор у этих клапанов можно уменьшить против нормального на 0,05— 0,1 мм.
Какова последовательность регулировки клапанов? На двигателях МеМЗ966 и МеМЗ968А, к примеру, сначала снимают крышки клапанов, проверяют затяжку гаек крепления валиков коромысел к стойкам, устанавливают поршень первого цилиндра в верхней мертвой точке при такте сжатия. При этом оба клапана будут закрыты, а риска ВМТ на крышке центробежного фильтра совпадет с ребром выступа на крышке распределительных шестерен. Зазор проверяется плоским щупом соответствующей величины между стержнем клапана.и носком коромысла.
Если зазор не соответствует норме, отворачивают контргайку регулировочного винта на коромысле и с помощью отвертки вращают регулировочный винт. Так достигается соответствующий зазор. Щуп при этом должен протягиваться с некоторым усилием. Затем фиксируется регулировочный винт затягиванием контргайки. Но так как во время затяжки контргайки может измениться положение регулировочного винта и зазор, то величина его проверяется заново. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра коленчатый вал проворачивают на 180° и регулируют зазоры в клапанах второго цилиндра. Затем вал снова проворачивают на 180° — регулируют зазоры в клапанах четвертого цилиндра. Точно таким же образом зазоры устанавливают и в клапанах третьего цилиндра. Схема расположения цилиндров и порядок нумерации показан на рисунках 3, 4, 5.
По окончании регулировки торцы клапанов и валики коромысел смазывают маслом, после чего устанавливают крышки клапанов.
Регулировка зазоров в клапанах двигателя «Москвич412» производится аналогичным образом. На нижней крышке картера приводного газораспределитель
ного механизма имеется установочный штифт, на шкиве коленчатого вала есть. Нужно, чтобы вторая метка по направлению вращения коленчатого вала совпала с установочным штифтом, тогда в первом цилиндре поршень будет находиться в ВМТ. Отпускается контргайка. Затем специальным торцовым ключом вращают регулировочный болт. Коленчатый вал проворачивают на полоборота и регулируют зазоры клапанов третьего цилиндра. Еще через полоборота снова регулируют клапаны четвертого цилиндра, а еще через полоборота — клапаны второго цилиндра.
В двигателе ВАЗ2101, ВАЗ2103, «Жигули1300» зазор устанавливается между рычагом привода клапана и затылком кулачка распределительного вала. Для этого снимают крышку клапанного механизма. Метка на звездочке распределительного вала совмещается с меткой на корпусе подшипников. После этого проверяют и регулируют зазор в третьем цилиндре у впускного и в четвертом цилиндре у выпускного клапанов.
Затем коленчатый вал проворачивают на 180°, проверяют и регулируют зазор в четвертом цилиндре у впускного и во втором цилиндре— у выпускного клапанов. Снова проворачивают на 180°, проверяют и регулируют зазоры во втором цилиндре у впускного и первом цилиндре у выпускного клапанов. Затем коленчатый вал проворачивают вновь на 180° и повторяют регулировочные операции в первом цилиндре на впускном и в третьем цилиндре на выпускном клапанах. Регулировка зазора производится ослаблением контргайки / и вращением регулировочного болта 2 (смотреть статью под номером 6.) Контроль производится специальным щупом, который вытягивается из зазора с усилием 2—3 кГ.
Зазоры в клапанах можно отрегулировать, установив первый цилиндр в ВМТ. При этом метка на шкиве коленчатого вала должна совпадать с третьей меткой на крышке распределительных шестерен, и оба клапана должны быть закрыты. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра в остальных цилиндрах регулировку производят согласно порядку работы двигателя 1—3—4—2, каждый раз проворачивая коленчатый вал на 180°.
Регулировка зазоров в клапанах на двигателе ГАЗ24, УАЗ469, УАЗ451 производится аналогичным образом, как и в двигателе же, как в двигателе «Москвич412», работы цилиндров двигателя, т. е. 1 — раз коленчатый вал проворачивают на 90
линдра устанавливают в ВМТ при такте сжатия: проворачивают вручную коленчатый вал. Предварительно снимается крышка люка на картере сцепления (ГАЗ66). Дальнейшее вращение коленчатого вала продолжается, пока зачеканенный шарик в маховике двигателя совпадет с указателем на картере сцепления или риска на шкиве коленчатого вала совместится с центральной риской планки указателя ВМТ (ГАЗ53А).
При регулировке зазоров в клапанах нужно иметь в виду, что цилиндры правого блока двигателя (по ходу автомобиля) имеют номера 1—4, а левого—5—8. Их счет ведется от первого цилиндра, со стороны вентилятора.
Регулировка зазоров в клапанах на двигателях ЗИЛ130 производится аналогичным образом. Установка поршня первого цилиндра в ВМТ производится совмещением метки на шкиве коленчатого зала с меткой ВМТ на зубчатом указателе.
Регулировка зазоров выполняется в последовательности работы цилиндров двигателя 1—5—4—2—6—3—7—8, вал проворачивают на 90°. Регулировку зазоров в клапанах на двигателях ЯМЗ236, ЯМЗ238 производят, предварительно проверив затяжку болтов крепления осей коромысел с усилием 13 кГм, проворачивают коленчатый вал до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра закроется (поднимется), проворачивают коленчатый вал еще на 1/3—1/4 оборота. При этом оба клапана первого цилиндра будут закрыты — происходит такт сжатия. В этом положении регулируют зазоры. После регулировки зазоров в клапанах первого цилиндра регулировку производят согласно порядку работы двигателя: ЯМЗ236—1—4—2—5—3—6; ЯМЗ238—1—5—4—2—6—3—7—8.
В практике можно произвести регулировку зазоров в клапанах на двигателях ЯМЗ236; ЯМЗ238 в другой последовательности. При вращении коленчатого вала совмещают метки на шкиве коленчатого вала с нулевой меткой на крышке распределительных шестерен. При этом оба клапана первого цилиндра должны быть закрыты. После регулировки зазоров в клапанах коленчатый вал проворачивают на 90° и регулируют в четвертом цилиндре, затем проворачивают коленчатый вал на 150° и регулируют во втором цилиндре, проворачивают на 90° и регулируют в пятом цилиндре, проворачивают на 150° и регулируют в третьем цилиндре, проворачивают на 90° и регулируют в шестом цилиндре. В двигателе ЯМЗ238 зазоры в клапанах регулируют аналогичным образом, только каждый раз следует проворачивать коленчатый вал на 90° и регулировку производить согласно порядку работы двигателя. Притирка клапанов, как правило, делается при необходимости или прогнозируется с помощью данных таблицы 6.
Для двигателей ЯМЗ740 регулировку тепловых зазоров производят в следующей последовательности: установив первый цилиндр в ВМТ при такте сжатия, регулируют клапаны в 1 и 5 цилиндрах, затем поворачивают коленчатый вал на 180° и регулируют клапаны в 4 и 2 цилиндрах. Повернув коленчатый вал на 360°, регулируют клапаны в 6 и 3 цилиндрах, а в 7 и 8 цилиндрах — при повороте коленчатого вала на 540°.
В двигателе ЯМЗ741 аналогично устанавливают поршень первого цилиндра при такте сжатия в ВМТ — регулируют зазоры в клапанах 1 и 6 цилиндров, поворачивают коленчатый вал на 150°— в 5 и 10 цилиндрах, на 500°— в 2 и 7, на 450°— в 3 и 8, на 600°— в 4 и 9 цилиндрах.
После регулировки следует вновь проверить зазоры между стержнями клапанов и коромыслами.