Современные автомобили рассчитаны на обслуживание в автосервисе, поэтому в домашних условиях некоторые операции удаются с трудом. Кажется, простое дело —залить масло в коробку передач, а сколько мороки, сколько дорогого ТАД-17 пропивается на землю! Какими приспособлениями воспользоваться, чтобы облегчить операцию, рассказывает Д. ПОСТНИКОВ.
Проблема в том, что отверстия для заправки трансмиссионным маслом на современных машинах расположены не сверху, как раньше, а сбоку. Добраться до них можно только снизу, воспользоваться обычной воронкой не удается. К тому же трансмиссионное масло все дорожает, а в некоторых регионах оно дефицитно, поэтому проливать его на землю не резон.
Автолюбители не лыком шиты. На происки конструкторов (а также чиновников из министерств и ведомств —именно они утверждали технические задания на не приспособленные к нашим условиям машины) владельцы ответили хитростью. Одно из первых предложений: использовать насос, предназначенный для накачки шин, тем более что многие обзавелись ножным насосом и ручной из комплекта инструмента остался без дела. Впрочем, подойдет и велосипедный —лишь бы был чистым, чтобы в коробку передач не попадали песок и стружка. Насос разбирают, заливают масло в цилиндр, потом вставляют поршень, которым и выдавливают масло. Кстати, если снова решите воспользоваться насосом, чтобы подкачать шину, как следует промойте его —масло разъедает резину.
Продаются специальные шприцы для заправки —они действуют по тому же принципу. Недостаток способа: масло почти сразу после заливки начинает вытекать через шланг насоса или трубку шприца. Приходится затыкать их пробкой, а потом вынимать ее, лежа под машиной.
Этого недостатка лишены шприцы с клапаном, который пропускает масло, только если вы давите на поршень.
Можно воспользоваться мягкой пластмассовой бутылкой (например, из-под моющего средства), если у нее узкая пробка. В пробке проделывают отверстие и вставляют ее в заливную горловину. Масло выдавливают, сжимая бутылку. Если не входит в горловину, в пробку можно вставить пластмассовую трубку подходящего диаметра, а любители токарных работ наверняка предпочтут выточить новую пробку на станке. Этот способ заливки масла, пожалуй, один из самых удобных и простых.
Чтобы масло поступало «самотеком», нужно сделать специальную воронку (рис. 1). Во время заправки ее приходится поддерживать одной рукой, а другой держать канистру, что не очень удобно делать, лежа под машиной. Но некоторым способ нравится: если приходится периодически добавлять небольшие порции, то не требуется каждый раз доставать насос, разбирать его, да и места воронка меньше занимает.
Еще один способ: на сей раз потребуется обыкновенная воронка. На нее надевают шланг 2 (рис. 2) и закрепляют проволокой. Из той же проволоки делают крючок 3 и закрепляют его на другом конце шланга. Воронку можно прикрепить к автомобилю, а свободный конец шланга надо вставить в отверстие заднего моста и зацепить его за край крючком. Если вы собрались залить масло в коробку передач, воронку удобнее разместить в моторном отсеке. Чтобы не перелить, отмерьте необходимый объем заранее. Способ хорош, когда нет удобной ямы или эстакады. Для того, чтобы вставить и вынуть шланг, придется залезть под машину, зато все манипуляции с канистрой проводятся наверху и вероятность пролить драгоценное масло гораздо меньше.
Можно разогреть масло, тогда оно быстрее пойдет по шлангам и трубкам. Для этого канистру ставят либо на разогретый двигатель, либо в горячую воду. Ни в коем случае не разогревайте на открытом пламени: масло легко воспламеняется. Если завернуть канистру в телогрейку, то она долго не остынет. Оптимальная температура —градусов сорок: и масло становится жидким, и руки не обжигаются.
На автомобильных заводах коробку передач заправляют из маслораздаточной колонки, почти так же, как бак —бензином. Те, кто часто чинит машину, делают подобное устройство сами из прочного металлического баллона. Важно, чтобы он был чистым и некоррелированным изнутри. В баллон вставляют золотник от шинной камеры. Насосом закачивают воздух, и масло 3 начинает поступать по шлангу 4. На его конце устанавливают кран или пережимают шланг струбциной. Подойдет обычный конический кран, в обиходе называемый «банным». Сейчас такие устанавливают в газовой аппаратуре. Наконечник 6 для удобства пользования лучше слегка изогнуть. Описанное устройство, на наш взгляд, самое удобное из перечисленных. Кстати, подобные выпускает для автолюбителей промышленность.
В заключение два совета начинающим. Заменять масло в коробках передач и мостах рекомендуем сразу после поездки, пока оно горячее и продукты износа не осели на дно картера.
Когда отворачиваете сливную пробку, будьте внимательны: едва она выйдет из резьбового отверстия, польется горячее масло. Обжегшись или просто от неожиданности пробку часто роняют в подставленное ведро, а потом долго выуживают ее. Чтобы этого не произошло, держите пробку не голой рукой, а через тряпку, сложенную несколько раз. Если знаете более «красивый» способ уберечь пробку и руку, напишите нам в Клуб автолюбителей!