Современные дороги допускают высокие скорости движения автомобилей, особенно легковых, поэтому уравновешенность колес имеет большое значение для обеспечения плавности хода, легкости управления автомобилем и сохранности шин.
Отрицательное влияние дисбаланса колес на долговечность шин и эксплуатационнотехнические качества автомобиля возрастает по мере увеличения скорости движения.
Колеса легковых автомобилей и скоростных автобусов необходимо подвергать статической и динамической балансировке как в случае применения новых, так и отремонтированных шин.
На грузовых автомобилях и нескоростных автобусах необходимо также подвергать статической балансировке колеса с шинами новыми и прошедшими ремонт. Дисбаланс несбалансированных отремонтированных покрышек превышает допустимый дисбаланс новых покрышек в среднем примерно в 7 раз, а в отдельных случаях в 10—12 раз (данные НИИАТа).
Балансировка колеса заключается в нахождении наиболее тяжелой его части относительно центра и в устранении дисбаланса путем прикрепления свинцовых грузиков соответствующего веса к ободу в наиболее легкой части колеса.
Дисбаланс колеса в сборе или отдельных его частей (дискового обода шины) измеряют величиной момента (в гсм), равного произведению веса уравновешивающего грузика на расстояние от грузика до центра колеса.
Балансировку колес в сборе и шин выполняют в шиномонтажном отделении на посту балансировки.
Для балансировки снятых с автомобиля шин и колес применяют стационарные станки двух разновидностей: I — простейшей конструкции без электропривода только для статической балансировки и II — для статической и динамической балансировки. Кроме того, известны передвижные аппараты или установки, представляющие собой комбинацию виброметра и стробоскопа, дающие возможность автоматически выявлять и устранять дисбаланс колеса, не снимая его с автомобиля.
Станки для статической и динамической балансировки имеют электропривод для раскручивания колеса до высокой скорости, характерной для движущегося автомобиля.
Балансировочные станки делят в зависимости от рабочего положения колеса на вертикальные и горизонтальные.
Вертикальные станки для статической балансировки имеют простую конструкцию и представляют собой обычно легкую станину с горизонтальным, свободно вращающимся на шариковых подшипниках валом, на котором укрепляют балансируемое колесо в сборе. Для предварительной проверки балансируемого колеса на радиальное и боковое биение станок снабжен контрольными стержнями. Зазор между острием контрольного стержня и беговой поверхностью шины вращаемого колеса определяет величину радиального биения. Зазор между острием бокового контрольного стержня и боковой поверхностью шины (при максимальном отходе колеса в сторону) определяет боковое биение. В соответствии с ГОСТ 4754—64 радиальное биение шин легкового автомобиля размером 7,00—15; 7,50—16 и 8,20—15 допускается не более 2 мм, а боковое биение — не более 2 мм для шин размером 7,00—15 и не более 3 мм для шин размеров 7,50—16 и 8,20—15.
Статическую балансировку колеса на подобном вертикальном станке выполняют следующим образом. Укрепленному на валу станка колесу сообщают рукой вращательное движение и затем дают свободно остановиться. Неуравновешенное вращающееся колесо останавливается так, что наиболее тяжелая часть его занимает нижнее положение. Для устранения неуравновешенности в наиболее легкой части колеса, расположенной диаметрально противоположно тяжелой, к ободу прикрепляют грузик. Уравновешенное колесо, поворачиваемое на валу станка, останавливается в любом положении, сохраняя статическое равновесие.
На смотреть статью под номером 80 приведен вертикальный балансировочный станок треста ГАРО модели 1911 компактной конструкции, предназначенный для статической и динамической балансировки колес легковых автомобилей. Статическая балансировка колеса легкового автомобиля на валу 9 станка осуществляется так же, как указано выше, и занимает 4 мин. Статическую балансировку колеса на станке ГАРО выполняют при свободном вращении вала 9, для чего ножной педалью 6 отключают от вала 9 привод с электродвигателем станка (разъединяют ремень и шкив вала). Статически сбалансированное колесо подвергают затем динамической балансировке на станке, на что требуется еще 4 мин. Полное время балансировки колеса легкового автомобиля на станке ГАРО, включая вспомогательные операции, составляет около 14 мин.
Динамическую балансировку колеса выполняют на валу 9, имеющем неподвижную и качающуюся опоры. С одной стороны вала 9 укрепляют балансируемое колесо 8, а с другой имеются неподвижный 12 и подвижный // уравновешивающие кулачки (грузы). Передвижением кулачка 11 на валу рычагом 2 и связанным с ним штурвалом 5 уравновешивают вращающееся колесо и по показанию метки (поперечной полоски) кулачка 11 на шкале 3 измеряют величину дисбаланса колеса. Место крепления грузиков на колесе определяют по положению кулачка 11 при уравновешенном колесе.
Момент равновесия вращающегося колеса определяют резонансным маятниковым индикатором. Он соответствует минимальному колебанию (возможно более близкому к нулю) вибрирующей пластинки со шкалой, наблюдаемой через окно 4, имеющееся на крышке корпуса станка.
При динамической балансировке вал с колесом приводится в движение через шкив 10, соединенный ремнем с электродвигателем мощностью 0,4 кет, при 1400 об/мин, расположенным внизу в корпусе 1 станка. Включение и выключение электродвигателя производится пакетным переключателем. Торможение и быструю остановку вала 9 с колесом осуществляют ножной педалью 6 после выключения электродвигателя станка.
Скорость вращения колеса автомобиля ГАЗ21 «Волга» на станке — 114 км/ч (830 об/мин).
Статический дисбаланс устраняют на станке креплением грузиков с одной стороны диска. При динамической балансировке колеса грузики 7 крепят к закраинам обода с двух диаметрально расположенных сторон диска (см. смотреть статью под номером 80,6). Точность динамической балансировки колеса на станке — 300 Тем и статической — 15 г. Шкала 3 (см. смотреть статью под номером 80,6) станка имеет градуировку от 0 до 200 г.
В комплект станка входят: балансировочные грузики, установочные приспособления (два диска для крепления колес без ступицы, два конуса для крепления колес со ступицей, сменные втулки, шпильки и гайка), инструмент и тумбочка для хранения приспособлений и инструмента.
По ГОСТ 4754—64 для новых камерных шин размерами 130—330 (5,20—13); 145—330 (5,6013); 155330 (6,0013); 145—380 (5,60—15) и 5,00—16 допускается статический дисбаланс не более 500 гем, а для всех других размеров камерных шин легковых автомобилей — не более 1000 гсм.