Эта деревянная миниатюра —точная масштабная копия (1:36) легкового автомобиля «ФордА» 1929 года с кузовом «фаэтон» выполнена пермским умельцем Алексеем Сафоновым. Модель сделана скрупулезно точно: различимы щиток приборов, спицы колес, руль с рычажками на его ступице. У крохотной модели длиной 106 мм, состоящей из 625 деталей, поворачиваются передние колеса, открываются двери и капот двигателя, ходит по ветровому стеклу «дворник», складывается тент и откидывается на капот ветровое стекло, поворачиваются дверные ручки с защелками, вращаются колеса. Червячный рулевой механизм сделан действующим, в тормозной системе все тяги и рычажки, как на большой машине.
Эта удивительная модель Сафонова действительно цельнодеревянная. Для ее деталей мастер использовал бук, красное дерево, древесину ореха, бамбук, кап березы, семена плодов хурмы, скорлупу кокосового ореха и тончайшую хлопчатобумажную ткань. Сафоновский «ФордА» не окрашен —сохранены естественный цвет и структура дерева.
В коллекции руководителя кружка детского технического творчества «Сигнал» Алексея Сафонова три миниатюры его работы: «ФордА», о котором шла речь, «Форд-Т» и «Мерседес-Бенц-540К».
ЕЩЕ В 1967 ГОДУ западногерманский концерн «Даймлер-Бенц» основал фирму «Отомарсан» и построил в столице Турции Стамбуле первый завод по производству автобусов. Теперь на нем собирают 2000 машин. В 1986 году в Аксарае вступил в строй второй завод, на котором производится до 15 тысяч грузовиков и 19 тысяч дизельных двигателей. Со временем большинство основных
деталей и узлов для них стали выпускать в Турции. «Мерседес-Бенц» поставляет лишь сложные агрегаты, а также осуществляет строгий надзор за соблюдением технологии производства и обеспечением высокого качества продукции. Таким образом, «Отомарсан» стал крупнейшим в Турции изготовителем тяжелых трехосных грузовиков, грузовых универсальных тюлноприволных машин
(«унимоги» моделей -1300 и -1700) и многоместных автобусов. На фирме занято 2500 человек.
Три модификации автобусов «Отомарсан» —ото варианты базовой модели «Мерседес-Бенц-0302». Основным является городской стоместный автобус -03021 длиной II м. Его первой модификацией стала модель -0302С на 45—мест для междугородных маршрутов. Автобусы оснащают V-образным 6-цилиндровым двигателем (159 л. с./216 кВт), механическими пяти или шести-ступенчатыми синхронизированными коробками передач. Подвеска обоих мостов пневматическая с устройством для автоматического поддержания дорожного просвета. Самый мощный и комфортабельный —туристский автобус -0302C-V8 с 8-цилиндровым дизелем (14 618 cmj, 280 л. с/ 206 кВт). Именно такие машины работают в туристических агентствах Москвы, Санкт-Петербурга, Новороссийска. За последние два года в Россию поставлено 60 автобусов «Отомарсан».