В двигателях семейства BA3-2108 с мая 1994 года устанавливают измененные толкатели клапанов. О новшестве рассказывают специалисты ВАЗа В. БУРЬЯНОВ и В. ПОДСТАВКИН.
Если изношены направляющие втулки клапана, при работе двигателя на холостом ходу отчетливо прослушивается стук. Причина в том, что при открытии клапана под действием сил Р его пружин (верхний рис.) толкатель клапана перекашивается в пределах зазора между ним и его направляющей (отверстием в головке блока). Вследствие этого "плоский" контакт толкателя со стержнем клапана становится точечным, появляется опрокидывающий момент, который резко перекашивает стержень. Он ударяется о верхнюю и нижнюю кромки втулки, вызывая характерный стук.
Чтобы уменьшить все эти неприятные явления, требовалось сократить величину опрокидывающего момента. Этого удалось достичь, сделав опорную поверхность толкателя сферической (нижний рис.) вместо плоской (радиус ее – 100 мм – выбран с учетом допустимых напряжений в точке контакта со стержнем клапана). Расчеты показали, что величина момента уменьшилась на порядок – с 364,48 до 34,91
кгс-мм, и это даже на слух снизило уровень шума (на режиме холостого хода на 0,1-1,1 дБА, в зависимости от степени износа втулки). Кроме того, улучшились условия работы седла и тарелки клапана в месте их контакта. Так, вращение клапанов начинаете я теперь раньше, чем прежде, почти на 1000 об/мин (отсутствие вращения ведет к прогару клапанов). Кроме того, при высоких оборотах частота вращения клапанов снижается в 1,4 раза, что уменьшает износ седел. Остается добавить, что при ремонте старого двигателя целесообразно установить новые, более совершенные толкатели.