Шину, прошедшую очистку, демонтируют, после чего осуществляют контрольный осмотр покрышки, камеры, ободной ленты и колеса.
Монтажнодемонтажный стол для шин грузовых автомобилей показан на смотреть статью под номером 56, а инструмент на смотреть статью под номером 57.
Для демонтажа шины с плоского разборного обода на монтажнодемонтажном столе с вентиля отвертывают колпачок, вывертывают золотник, из камеры выпускают воздух и вентиль проталкивают внутрь покрышки. Съемное бортовое кольцо обода отжимают лопаткой (смотреть статью под номером 57, б) книзу, при этом освобождается замочное кольцо, которое подхватывают рычагом за один конец, и, постепенно переставляя лопатку и рычаг, освобождают из паза обод. Затем снимают с обода съемное бортовое кольцо (при отсутствии в конструкции обода замочного кольца эта операция упрощается).
Для облегчения демонтажа бортового и замочного колец с уширенных ободьев с коническими полками целесообразно применять лопатки (смотреть статью под номером 57, в).
После этого колесо переворачивают стороной со снятым бортовым кольцом вниз и из шины в сборе вынимают дисковый обод, а из покрышки — ободную ленту и камеру. Нельзя вынимать камеру из покрышки за вентиль во избежание его отрыва.
Для облегчения и ускорения извлечения камеры из покрышки может быть произведено предварительное отсасывание воздуха из камеры. Для этого на вентиль камеры, находящейся в покрышке, плотно надевают приспособленный для этого конец шланга пылесоса или эжектора, работающего от компрессора, или же конец резинотканевого шланга, соединенного с всасывающим патрубком компрессора для накачивания шин, в котором при работающем компрессоре создается разрежение воздуха. Благодаря созданному разрежению одним из указанных способов воздух из камеры быстро выходит наружу. После отсоса таким образом воздуха из камеры стенки ее сближаются и она легко вынимается из покрышки.
Если шина не снимается свободно с плоского обода, для демонтажа ее применяют отбойный пневматический молоток с тупым закругленным наконечником, которым обстукивают борта шины возле обода, или специальный ручной шинный демонтажер.
Ручной демонтажер (смотреть статью под номером 57, г) состоит из гидравлического насоса 1, нажимного стержня 2 и натяжного регулируемого винта с крючком 3. Демонтажер крепят на диске колеса за одно из отверстий для шпилек при помощи натяжного винта с крючком; при этом создается упор для нажимного стержня, конец которого упирается в борт шины возле несъемной закраины обода. Очень прочный корпус выполнен из легкого сплава. В верхней части корпус имеет ручку. Для контроля за уровнем масла в корпусе имеется смотровое стекло.
Гидравлический насос имеет ручной привод. Ход штока поршня равен 30—34 см. Демонтажер развивает суммарное усилие на конце нажимного стержня до 6 Т. При работе демонтажер передвигается по окружности борта шины для сдвига его с обода путем последовательного воздействия нажимным стержнем на борт в разных точках.
Если же шину нельзя снять с помощью отбойного молотка или ручного демонтажера, то необходимо применить демонтажный станок. Использование кувалд и ломов при демонтаже шин запрещено.
Применяемые демонтажные станки ряда конструкций значительно облегчают демонтаж трудноснимаемых с плоского обода шин, сокращают время, необходимое на эту операцию, и обеспечивают сохранность шины и диска колеса.
Из некоторых распространенных конструкций подобных станков далеко не все являются совершенными. Рассмотрим ряд конструкций станков.
На смотреть статью под номером 58 дана схема демонтажного станка треста ГАРО модель 2143, предназначенного для шин размером от 6,50—20 до 12,00—20. Станок устанавливают так, чтобы верхняя часть его станины была на уровне пола. Вес станка равен 553 кг.
Основными частями станка являются: станина /, упорные раздвижные пластины 2, винт 3, гайка 4 крепления диска колеса и электродвигатель 5 мощностью 2,8 кет с редуктором.
Колесо для демонтажа укладывают^кверху стороной со снятой закраиной на упорные раздвижные пластины, которые подводят вплотную к закраине обода. Диск колеса при помощи гайки 4 крепят на пластине, расположенной в верхней части винта. Для предотвращения отрыва вентиля от камеры при снятии шины золотник должен быть вывинчен из вентиля, воздух из камеры полностью выпущен, а вентиль предварительно вдавлен внутрь покрышки. При включении электродвигателя винт движется вниз и выпрессовывает диск из шины, борта которой упираются в пластины 2.
Основным недостатком конструкции этого станка является то, что при демонтаже реакция передается от упорных пластин на весь борт равномерно и создает малое удельное давление на борт шины. Кроме того, при демонтаже происходит затягивание борта шины, не отставшего от обода, в отверстие (зазор), имеющееся между упорными пластинами станка и ободом, что приводит к резким деформациям и повреждениям бортов.
В практике применяют также демонтажные станки с упорными роликами (смотреть статью под номером 59) или дисками. На таких станках при выпрессовке из шины дискового обода в ее борта упираются и перекатываются по ним тричетыре симметрично расположенных ролика или два круглых диска. Существенным недостатком станков этого типа, так же как и станков типа ГАРО модели 2143, является наличие при демонтаже зазора между упорными роликами (дисками) и поверхностью обода колеса, вследствие чего борт шины, не отставший от обода, резко деформируется при демонтаже и затягивается в указанный зазор, ширина которого равна высоте закраины обода.
На станках с упорными пластинами или роликами (дисками) можно демонтировать только шины слабо «приварившиеся» к ободу. Эти станки следует признать конструктивно устаревшими.
Указанных недостатков не имеют применяемые в отечественной и зарубежной практике демонтажные станки типа «Спрут», снабженные рабочим органом в виде горизонтальной крестовины с вертикальными упорными рычагами.
На смотреть статью под номером 60 изображен демонтажныи станок типа «Спрут» фирмы «Фрост» (Англия) с ручным гидравлическим приводом, предназначенный для шин грузовых автомобилей всех основных размеров. При демонтаже шин с обода на этом станке развивается суммарное усилие около 20 Т, прилагаемое к диску колеса, выпрессовываемому из шины, на борта которой нажимают шесть вертикальных рычагов с суммарной реакцией 20 Т.
Станок фирмы «Фрост» состоит из стола /, ручного гидравлического насоса 2, ручной лебедки 3 и винта с горизонтальной крестовиной 4, на которой имеются шесть вертикальных нажимных шарнирно укрепленных самоустанавливающихся рычагов. Внутри стола расположен цилиндр высокого давления с поршнем и штоком, выходящим наружу стола и упирающимся в круглую пластину, на которую укладывают для демонтажа колесо в сборе. После укладки колеса на стол к нему подводят с помощью ручной лебедки винт с крестовиной и крепят нижним концом в отверстии в центре стола. Затем вертикальные нажимные рычаги с направляющими пластинками подводят вплотную к борту покрышки и несъемной закраине обода. Положение вертикальных рычагов на крестовине регулируют в горизонтальной плоскости поворотом штурвала с гайкой, имеющегося на винте с крестовиной.
При работе гидравлического насоса масло поступает в цилиндр и перемещает поршень со штоком вверх, вследствие чего дисковый обод выпрессовывается из шины, борт которой упирается в вертикальные нажимные рычаги. Испытания, проведенные НИИАТом, показали полноценность принципиальной схемы станка фирмы «Фрост», предназначенного для демонтажа шин размером до 12,00—20 сильно «приварившиеся» к ободу. Недостатком этого станка следует считать большую трудоемкость операций демонтажа шины изза ручной лебедки, ручного привода насоса и неудобной установки в рабочее положение винта с крестовиной и вертикальных нажимных рычагов.
Этих недостатков лишен демонтажныи станок типа «Суперрапид» фирмы «Краумат» (ФРГ) для шин грузовых автомобилей всех основных размеров. На этом станке диск выпрессовывается из шины при помощи цилиндра высокого давления, в который нагнетает масло гидравлический лопаточный насос с приводом от электродвигателя мощностью 3 л. с.
Основные узлы станка «Суперрапид» (смотреть статью под номером 61, а) следующие: центрирующий конус /, на который укладывают колесо в сборе; шток 3 поршня, находящегося в цилиндре 5 высокого давления; горизонтальная крестовина 4, на которой имеются восемь вертикальных нажимных рычагов; устройство 6 для подвески цилиндра и крестовины на тросе с системой блоков и противовесов и гидравлический насос с электродвигателем 2.
При демонтаже шины на станке колесо со снятыми бортовым и замочным кольцами укладывают на центрирующий конус; к колесу подводят цилиндр с крестовиной и крепят конец штока 3 к конусу. При этом в борт шины упираются вертикальные нажимные рычаги, установка которых на крестовине зависит от диаметра обода колеса. Затем включают электродвигатель и гидравлический насос начинает подавать масло в цилиндр. Под действием масла поршень и шток передвигаются вверх и диск в течение 20 сек выпрессовывается из шины (смотреть статью под номером 61,6). Станок обслуживает один рабочий.
Конструкция демонтажного станка фирмы «Кольманн» (ФРГ) для шин грузовых автомобилей отличается от предыдущих тем, что винт с горизонтальной крестовиной и вертикальными нажимными рычагами укреплен на Побразной раме. Под горизонтальной крестовиной с нажимными рычагами расположен на высоте около 700 мм стол станка, внутри которого находится цилиндр высокого давления, работающий от гидравлического насоса с электроприводом. Для демонтажа колесо в сборе, но со снятым бортовым кольцом вкатывают по наклонному рольгангу и укладывают на стол станка. К бортам шины вплотную подводят крестовину и вертикальные нажимные рычаги. Включают электродвигатель гидравлического насоса и дисковый обод выпрессовывается из шины вверх.
Станок фирмы «Кольманн» имеет основные рабочие узлы, аналогичные узлам станка типа «Спрут» фирмы «Фрост», описанного выше, и такой же в основном принцип работы, но благодаря более удачной компоновке узлов и применению электрического привода насоса станок этот не имеет недостатков, присущих станку фирмы «Фрост».
На станках с горизонтальной крестовиной и вертикальными нажимными рычагами можно демонтировать шины слабо, сильно и очень сильно «приварившиеся» к ободу.
Станок треста ГАРО модели 2422 передвижного типа предназначен для демонтажа с плоского разборного обода шин грузовых автомобилей, автобусов и прицепов размерами от 220—508 (7,50—20) до 320—508 (12,00—20).
Основными частями этого станка являются (смотреть статью под номером 62, б): трехколесная тележка 7, шкаф 8 с расположенным внутри гидравлическим насосом и электродвигателем и снаружи — пультом управления; силовой цилиндр 2 с привернутым к нижней части его штока запорным механизмом 5; горизонтальная крестовина 9 с шестью вертикальными самоустанавливающимися нажимными рычагами (лапами), запорная щайба 6. Силовой цилиндр и горизонтальная крестовина укреплены на трубчатых кронштейнах, к которым приварена рукоятка, служащая для передвижения станка при работе.
Мощность электродвигателя станка равна 1 кет при 3000 об/мин. Производительность гидравлического насоса — 2,8 л/мин.
Предельное усилие на штоке силового цилиндра достигает при движении вверх 20 Г и вниз 300 кГ. Наибольший ход штока — 370 мм.
Вес станка 264 кГ (т. е. в 2 раза меньше веса станка ГАРО модели 2143).
Шток силового цилиндра 2 (смотреть статью под номером 62, а) — полый. В него вставлена трубка 3, уплотненная резиновым кольцом. Это устройство обеспечивает ускоренный ход штока вниз. Станок имеет три предохранительных клапана, обеспечивающих эксплуатацию его без поломок.
Шины на станке демонтируют в следующем порядке. Из вентиля вывертывают золотник и выпускают воздух из камеры. Вентиль проталкивают внутрь покрышки. С колеса снимают замочное, а затем бортовое кольца. На запорную шайбу станка кладут колесо выпуклой частью диска вниз, совмещая отверстие в диске с мелкими выступами шайбы.
Накатывают станок на колесо так, чтобы ось симметрии штока и запорного механизма совпадала (приблизительно) с центром запорной шайбы или колеса. Включают станок в электросеть предприятия и пускают электродвигатель гидравлического насоса. Переключением рукоятки 1 золотникового крана гидравлической системы опускают шток силового цилиндра вниз (центрируют его с запорной шайбой) до момента захвата выступов шайбы 6 кулачками запорного механизма 5, после чего опускание штока прекращают.
Переключают рукоятку / на подъем вверх штока, с которым одновременно будет подниматься демонтируемая шина. Во время подъема шины лапы крестовины сначала упрутся своими изогнутыми концами в борт шины, а затем начнут отжимать его и постепенно отрывать от поверхности сначала закраины, а потом обода.
Эта операция требует особого внимания и навыка от шиномонтажника, работающего на станке, так как отличается рядом особенностей и некоторой сложностью, особенно в случае, когда борта шины сильно «приварились» к ободу.
При упоре лап в борт нужно следить, чтобы концы каждой из них одновременно были прижаты к закраине, но ни в коем случае не упирались бы в нее сверху и не были бы удалены от закраины.
При отрыве борта от закраины концы лап должны вклиниваться между закраиной и бортом. При отрыве борта от обода концы лап должны одновременно скользить вплотную по поверхности обода.
Конструкция крестовины и нажимных лап станка обеспечивает правильную самоустанавливаемость лап при демонтаже шины.
Если при движении штока вверх нарушается одно из указанных условий правильной установки лап, то подъем штока следует немедленно прекратить, включить опускание штока и исправить положение лап относительно борта, закраины и обода.
В случае очень сильного «приваривания» бортов к ободу можно изменять 1—2 раза участки нажима лап на борт, сдвигая лапы по окружности относительно их прежнего положения.
При движении штока вверх лапы отрывают от обода сначала верхний борт, а затем через него давят на нижний борт шины и отрывают его от обода. После этого шина падает на пол. Станок откатывают в сторону. Во время дальнейшего подъема штока с дисковым ободом кулачки запорного механизма входят в чашку 4 сальника и размыкаются, освобождая шайбу 6 с диском колеса, которые падают на пол.
Для смягчения удара при падении шайбы с дисковым ободом следует класть на пол резиновый коврик или подушку.
Шины на станке можно демонтировать, используя следующий прием, облегчающий отрыв нижнего борта от обода. После снятия с демонтируемого колеса замочного и бортового колец в камеру шины сразу же подают воздух от компрессора по шлангу, присоединенному к вентилю. По мере увеличения давления сжатого воздуха в камере создается усилие, которое отрывает борт шины от обода со стороны снятого бортового кольца.
После отрыва одного борта от обода воздух из камеры выпускают и полностью демонтируют шину на станке.
Общее время демонтажа на станке шины размером 12,00—20, слишком сильно «приварившейся» к ободу, составляет 4—5 мин при максимальном усилии (порядка 20 Т), развиваемом штоком силового цилиндра. Для демонтажа на станке шин слабо и сильно «приварившихся» к ободу требуется 2—3 мин.
Станок модели 2467М (смотреть статью под номером 63), предназначенный для демонтажа с дисковых ободьев шин грузовых автомобилей, автобусов, и прицепов размерами от 220—508 до 320—508, является стационарным и несколько измененным конструктивно вариантом станка 2422.
На станке 2467М шину с обода демонтируют при вертикальном положении колеса.
Основными узлами станка являются: вертикальная Побразная станина 1, гидравлический насос с электродвигателем 2, силовой цилиндр 3 с пневмопатроном на штоке, упоры 6, съемное кольцо 7, лапы 8 съемника, съемник замочного кольца с электроприводом вращения, пульт управления 4, пневматический подъемник 5.
Демонтаж шин с двух и трехкомпонентных плоских ободьев уширенных и с цилиндрическими полками (старой конструкции) осуществляют на станке следующим образом.
Колесо в сборе с двухкомпонентным уширенным ободом подают электротельфером по монорельсу к станку. Вывертывают золотник вентиля и выпускают воздух из шины. Вентиль камеры проталкивают внутрь покрышки. Сначала подвешивают на упоры 6 станка съемное кольцо 7, ставят колесо на подъемник 5 и центрируют его относительно патрона, который затем вводят в отверстие дискового обода и закрепляют. Затем съемное кольцо 7 устанавливают на упоры 6. Перемещают шток влево до упора борта шины в съемное кольцо строго по всей поверхности кольца и отжимают борт с конической полки разрезного бортового кольца. Включают ход штока влево. Вручную снимают с обода разрезное бортовое кольцо монтажными лопатками в следующем порядке: вставляют прямую лопатку в разрез бортового кольца, отжимают и выводят конец кольца из замочной канавки, поддерживают этот конец лопаткой, вставляют вторую лопатку в зазор между кромкой бортового кольца и бортом шины, отжимают бортовое кольцо, упираясь лопаткой в съемное кольцо, из паза обода, переставляют первую лопатку во вновь образовавшийся зазор и повторяют этот прием до полного снятия бортового кольца. Включают ход штока для движения вправо до упора противоположного борта шины в концы лап 8 съемника так, чтобы они точно входили в зазор между бортом шины и закраиной обода. При необходимости точную установку 1 лап обеспечивают регулировкой их положения винтами.
Вешают съемное и бортовое кольца на упоры станка. Включают ход штока вправо до полного снятия шины с обода. Снимают дисковый обод с патрона станка. Переключают ход штока налево. Освободившуюся шину опускают подъемником и направляют далее по назначению (для демонтажа из нее камеры, ободной ленты и выполнения других операций).
Демонтаж шины с трехкомпонентного уширенного обода на станке отличается от демонтажа шины с двухкомпонентнрго уширенного обода в основном выполнением операций по снятию неразрезного бортового и разрезного замочного колец. Эти операции выполняют в следующем порядке: послезакрепления демонтируемого колеса на пневматическом патроне станка включают ход штока влево до соприкосновения бортового кольца с упорами 6 и отжатая ими бортового кольца (с бортом шины) с конической полки замочного кольца. Затем снимают с обода замочное кольцо, для чего вводят прямую монтажную лопатку в разрез замочного кольца, захватывают его конец и выводят из замочной канавки. Вставляют вторую монтажную лопатку рядом в зазор между замочным и бортовым кольцами и, упираясь в бортовое кольцо, отжимают дальше замочное кольцо, переставляют первую лопатку во вновь образовавшийся зазор замочного кольца и повторяют этот прием до полного снятия замочного кольца с обода.
Демонтаж шины с трехкомпонентного плоского обода с цилиндрическими полками отличается от демонтажа шины с трехкомпонентного плоского уширенного обода в основном выполнением операций по снятию неразрезного бортового и разрезного замочного колец. Эти операции выполняют в следующем порядке: после закрепления демонтируемого колеса на пневматическом патроне станка устанавливают съемник замочного кольца напротив раз^ реза замочного кольца обода. Включают ход штока влево до соприкосновения с упорами 6 бортового кольца и отжатая его с введением при этом съемника (штыря) в разрез замочного кольца. Включают электропривод вращения съемника замочного кольца по окружности обода и снимают замочное кольцо. Далее следуют описанные выше операции по снятию (отжатию) шины с обода лапами съемника станка и др.
Применение демонтажных станков требует детального изучения и знания особенностей их конструкции и эксплуатации и безусловного соблюдения прилагаемой инструкции заводаизготовителя.
Шины с глубокого обода демонтируют вручную 1 на монтажнодемонтажном столе в следующем порядке. С вентиля отвертывают колпачок, вывертывают золотник и выпускают из камеры воздух (у металлического вентиля отвертывают ободную и крепительную гайки). Со стороны, противоположной вентилю, оба борта покрышки сдвигают с полок обода в его углубление. На расстоянии примерно. 10 см с обеих сторон от вентиля между бортом и ободом вставляют лопатки и снимают ими часть борта покрышки с закраины обода, затем, передвигая лопатки по окружности обода, снимают с закраины весь борт покрышки. Корпус вентиля проталкивают внутрь покрышки и затем вынимают из покрышки камеру.
Колесо переворачивают снятым бортом покрышки вниз, часть второго борта покрышки сдвигают с полки в углубление обода, а с диаметрально противоположной стороны между бортом и ободом вставляют две лопатки на расстоянии около 30—40 см одна от другой. Затем, придерживая лопатки и покрышку, освобождают из нее дисковый обод.
При демонтаже шины с глубокого обода вручную на монтажнодемонтажном столе применяют обычные лопатки (входящие в комплект инструмента автомобиля) и специальный рычаг 8, показанный на смотреть статью под номером 66, облегчающий и ускоряющий выполнение этой операции, а также сохраняющий борта шин от повреждений.
Для применения этого рычага колесо предварительно закрепляют на ступице с осью. Операции демонтажа шины с применением такого рычага аналогичны описываемым ниже операциям демонтажа шин на станках.
При заедании бортов на ободе для отжима борта шины с полки глубокого обода применяют различные рычажные устройства (смотреть статью под номером 64).
Наиболее целесообразно демонтировать шины с глубокого обода на монтажнодемонтажном станке ЦКБ Ш501 или ГАРО модели 1102.
Монтажнодемонтажный станок для шин легковых автомобилей ЦКБ Ш501 состоит из следующих частей (смотреть статью под номером 65): корпуса /, сменной ступицы 2, гайки 3 для крепления дискового обода на ступице 2, верхнего отжимного и монтажного ролика 4, нижнего отжимного ролика 6 и верхнего монтажного ролика 5. Внутри корпуса / расположен электродвигатель мощностью 1,7 кет, приводящий в движение через редуктор вал станка, в верхней части которого укреплена ступица 2.
В комплект станка входят сменные ступицы 7 для колес легковых автомобилей разных марок, а также демонтажныи рычаг.
Для демонтажа колесо надевают на ступицу и крепят гайкой. Из вентиля вывертывают золотник и выпускают воздух из камеры. При помощи пневматического цилиндра подводят верхний и нижний отжимные ролики вплотную к бортам шины. Включают электродвигатель, вращающий колесо со скоростью 10 об/мин, и создают давление роликов на борта, пока борта не будут сдвинуты с полок обода. После этого выключают электродвигатель, отводят отжимные ролики от бортов, берут демонтажныи рычаг, аналогичный рычагу 8 (см. смотреть статью под номером 66), вводят конец его, имеющий шаровую головку и втулку, между верхним бортом шины и закраиной обода, опускают рычаг до упора сбоку в выступающую часть гайки 3 (см. смотреть статью под номером 65) и включают электродвигатель. При вращении колеса за один его оборот верхний борт демонтируется рычагом с закраины обода. Электродвигатель выключают и из покрышки вынимают камеру (у которой должен быть выпущен воздух), а затем демонтируют нижний борт аналогично демонтажу верхнего борта.
Монтажнодемонтажный станок модели ЦКБ Ш501 для шин легковых автомобилей является модернизированным вариантом станка ГАРО модели 1102, от которого он отличается в основном: наличием силового пневматического цилиндра для разведения и сведения рычагов с верхним 4 и нижним 6 отжимными роликами, служащими для сдвига ими бортов демонтируемой шины с полок глубокого обода (в этом случае отжимное усилие роликов составляет 140 кГ); более высокой производительностью (время демонтажа шины равно 1,5 мин); наличием электродвигателя большей мощности.
Ручной станок модели НИИАТ457 (смотреть статью под номером 66) предназначен для монтажа и демонтажа шин легковых автомобилей. Серия этих станков была выпущена трестом ГАРО. Основными частями этого станка являются: станина 1, универсальная ступица 2 с замком 3, вал 4, упорная втулка 5 с винтом, монтажный рычаг 6 с роликами, рычаг 7 для отжатия бортов шины с полок обода и демонтажныи рычаг 8, имеющий на конце вращающуюся втулку и шаровую головку. Для демонтажа колесо надевают на ступицу станка и крепят замком. Рычаг 7 закрепляют на кронштейне ниже колеса смотреть статью под номером 66. Ручной монтажнодемонтажный станок для шин легковых автомобилей
и используют для отжатия с полки обода нижнего борта шины последовательными нажимами на борт по всей его окружности. Затем рычаг 7 крепят в верхнем положении над колесом и отжимают верхний борт с полки обода. После этого берут Демонтажныи рычаг 8 и конец его с втулкой вводят между верхним бортом шины и закраиной обода. Затем опускают рычаг вниз до упора сбоку во втулку замка ступицы и усилием руки перемещают рычаг по окружности обода, вследствие чего верхний борт легко демонтируется с обода. Из покрышки вынимают камеру. Нижний борт шины с обода демонтируют так же, как и верхний борт. Время демонтажа шины на станке составляет 2—3 мин. Станок очень прост и удобен в работе.
Применение станков модели НИИАТ457 целесообразно во всех автотранспортных предприятиях независимо от количества легковых автомобилей для полного исключения монтажа и демонтажа шин ручным инструментом.
Вынутые из покрышки камера и ободная лента подлежат контрольному осмотру для определения дальнейшей их пригодности. Камеры и ободные ленты во избежание загрязнения подвешивают на вешалках (смотреть статью под номером 67, а); шины и колеса в сборе и дисковые ободья хранят в стеллажах (смотреть статью под номером 67, бив).
Годность ободной ленты и камеры определяют наружным осмотром. Проколы в камере обнаруживают утапливанием ее в слегка накачанном состоянии в ванне с водой (смотреть статью под номером 68). Места 5 проколов обводят химическим карандашом. Вынутую из воды камеру насухо обтирают и направляют в зависимости от ее состояния на монтаж или в ремонт.
Покрышки осматривают с наружной и внутренней сторон. Для осмотра внутренней поверхности применяют переносную лампу с защитной сеткой, причем борт покрышки раздвигают при помощи ручного пневматического борторасширителя ГАРО модели 6108М (смотреть статью под номером 69).
Для облегчения и лучшего выявления повреждений покрышки снаружи и внутри целесообразно применять осмотровый спредер ГАРО типа ШОС модели 6182М, на котором операции подъема, разведения бортов и вращения покрышки при контроле ее состояния механизированы.
Для осмотра покрышку подают по монорельсу электротельфером и укрепляют на рычагахзахватах 2 спредера (смотреть статью под номером 70) или подкатывают к его подъем.ному устройству, ставят на кронштейн 8, включают пневматический цилиндр подъемника, поднимают покрышку на уровень рычаговзахватов, выключают подъемник и надевают покрышку на рычаги. Затем ставят захваты между бортами, включают пуск воздуха в Рис_ п приспособление для пневматические цилиндры трех рыча ВыЯВЛения трещин в дисковых говзахватов, являющихся штоками ободьях колес обстукиванием этих цилиндров, разводят на нужное
расстояние борта покрышки и выключают пуск воздуха в цилиндры. Свободно вращают покрышку вручную или включают механизм вращения покрышки и осматривают ее снаружи и изнутри, освещая внутреннюю поверхность электролампочкой 3. Выявленные снаружи и с внутренней стороны покрышки поврежденные участки обводят мелом.
Обнаруженные в покрышке застрявшие предметы (гвозди, камни) удаляют изогнутым шилом и плоскогубцами. Проникшие в глубь протектора через видимые на глаз порезы мелкие камни обнаруживают щупом (тупым шилом).
Металлические предметы, застрявшие в шинах и не видимые на глаз, выявляют с помощью электронного дефектоскопа ГАРО модели 6229.
Покрышки при наличии исправимых повреждений (проколов, порезов, разрывов) отправляют в ремонт. Покрышки, не пригодные к ремонту и эксплуатации, отсортировывают для последующего списания.
Ободья и всю поверхность колес, съемные бортовые и замочные кольца осматривают для выявления неисправностей (трещин, ржавчины, разработанных отверстий под шпильки, заусенцев, вмятин, изгибов) и проверки состояния окраски.
Трещины в дисковых ободьях выявляют, подвешивая их на металлическом кронштейне (смотреть статью под номером 71), укрепляемом на верстаке и обстукивая молотком. Поверхность дисковых ободьев при этом должна быть чистой.
Выявленные исправимые повреждения колес устраняют. Непригодные к эксплуатации и ремонту дисковые ободья отсортировывают для списания.