Семинар специалистов, занимающихся оценкой ремонта аварийных автомобилей, организовало в конце прошлого года московское бюро МАДИ – «Евротакс». Актуальность темы очевидна —система страхования автомобилей в стране развивается, для правильной оценки ущерба нужны максимально точные и объективные данные. Партнеры А/О «Евротакс» фирма «Аудатекс» разработала компьютерную систему, предназначенную для составления калькуляции стоимости ремонта легковых и грузовых автомобилей, а также мотоциклов. Система эта получила высокую оценку специалистов и широко используется во многих европейских странах. Детальному знакомству с ней и был посвящен семинар в Москве. Прослушать трехдневный курс немецкого специалиста Вольфа Дитер-Мозолле собрались представители из многих регионов России и других государств СНГ.
Возможно, кто-то из читателей помнит, что в мартовском номере журнала за 1991 год был помещен перечень отечественных добавок к моторному маслу, одобренных автомобильной промышленностью (в первую очередь ВАЗом). В разделе, условно названном «эксплуатационно-восстановительные присадки», фигурировали всего два препарата: «Ресурс» из Екатеринбурга и «Ремол» из Тольятти. Прошло два года, перечень во многом изменился, однако тех, кто делает «лечебные» добавки, не прибавилось. И это понятно: изделия такого рода сложны и специфичны, для их разработки требуется большой научный потенциал.
Ну, а «корифеи» не стояли на месте. Во всяком случае, вести из Екатеринбурга заслуживают того, чтобы поделиться этой информацией с читателями. Суть ее в следующем.
Присадка «Ресурс» состоит, если не считать нейтральную основу, из двух частей: ультрадисперсного, то есть предельно размельченного, порошка медных сплавов и комплекта стабилизирующих веществ, не дающих этому порошку выпасть в осадок или собираться в комки как во время работы, так и в состоянии покоя. Понятно, что общая эффективность препарата в равной мере зависит от качества обеих частей.
Разработчики и технологи екатеринбургской НПФ «Вира» сумели значительно улучшить дисперсность и однородность порошка, а также оптимизировать состав стабилизатора. В результате появился модернизированный продукт, получивший название «Ресурс-супер». Лабораторные испытания новинки были проведены в НАМИ, а стендовые и эксплуатационные —
на ВАЗе. Результаты оказались достаточно наглядными. Если «Ресурс» замедлял износ поршневых колец в два раза, то «Ресурс-супер» —в четыре. Или такая цифра, взятая из заводского отчета: введение нового препарата в товарное масло уменьшает износ рычагов клапанного привода в 2,5 раза. Но еще важнее другое. Эксплуатационные испытания на «пожилых» автомобилях продемонстрировали устойчивое восстановительное действие присадки, подтверждаемое, в частности, повышением компрессии в цилиндрах двигателя. Иными словами, когда мотор еще не доведен «до ручки», но уже
проявляет старческую немощь, его можно подлечить присадкой, причем эта операция не требует труда, хлопот и больших затрат. В нынешних условиях переоценить такую возможность трудно.
Но это не все. Специалисты «Виры» разработали и начали выпускать средство того же назначения для дизельных двигателей. Его так и назвали —«Ресурс-дизель». Как известно, температуры и нагрузки в дизеле далеко не те же, что в бензиновом моторе, поэтому потребовался совершенно новый препарат со своей спецификой. Опыт увенчался успехом. Нельзя не заметить, что «Ресурс-дизель» освоен как нельзя вовремя. У нас стали появляться частные грузовики, в том числе дизельные, многие из которых, мягко говоря, не первой свежести. А дизельный мотор —вещь дорогая, ремонт требует серьезных денег. Где же их взять, когда все средства ушли на покупку самой машины? Вот тут восстановительный препарат и может стать «палочкой-выручалочкой», существенно отсрочив капитальный ремонт.
Характерный штрих. Наши восстановительные присадки для бензиновых моторов не вызывают большого интереса у зарубежных специалистов. Там в них просто нет практической нужды. Иное дело —дизель. Он и в развитых странах дорог, поэтому лечить его экономически выгодно. Инициативу проявила Южная Корея —страна, как мы знаем, отнюдь не слаборазвитая. Туда уходит значительная часть выпускаемого «Ресурс-дизеля», и это хорошо: валюта позволит фирме «Вира» улучшить оснащение производства, расширить фронт исследовательских работ. А этот фронт действительно есть: запланирована работа по добавкам к индустриальным и трансмиссионным маслам.
В заключение сообщим, что по всем коммерческим вопросам к фирме следует обращаться по адресу: 620219, Екатеринбург. ГСП-554, тел. 56-22-86.