Ясный и морозный февральский денек. Стотысячные трибуны знаменитого Раменского автодрома заполнены до отказа. Телевизионная трансляция ведется на 64 страны мира, в том числе на Японию, Австралию, США. На ледяную дорожку трека под оглушительный рев болельщиков выкатываются раскрашенные в яркие цвета шестнадцать новеньких «шевроле», предоставленных, как обычно, крупнейшей в мире автомобильной корпорацией специально для этой гонки. На их дверях и крышах —огромные номера и написанные аршинными буквами фамилии гонщиков. Среди этих шестнадцати —только самые-самые. Чемпионы России по треку и ралли, великие мастера зимних гонок, два раллийных экс-чемпиона мира и даже —впервые! —победитель «Инди-500». В солнечном небе над стадионом парит огромный воздушный шар в виде известного всей планете синего верблюда —начинается очередное автогоночное шоу, носящее гордое звание крупнейшего события зимнего сезона —«Гонка звезд»…
Пожалуй, хватит. Я уже вижу, как наиболее нетерпеливые из наших читателей сердито ищут подпись автора —откуда в редакции серьезного издания такой балабол! Достаточно уже потчевали нас сказками про строительство трассы формулы 1, подготовку автомобиля для чемпионата мира, Каюсь, я позволил себе немного пофантазировать. Однако реальности в этой радужной картинке гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.
Впервые пришло мне это в голову в ясный и морозный февральский денек перед заполненной до отказа восьмитысячной трибуной Раменского ипподрома во время традиционно считающейся центральным событием зимнего сезона в нашей стране «Гонки звезд» на призы журнала «За рулем».
В нынешнем году состязания эти проводились уже в пятнадцатый раз и стали самыми, наверное, необычными за всю их историю. Словно символ перемен, развевались над стадионом флаги Российской автомобильной федерации, а также «Кэмела» и ЭЛФа. Это, конечно, не воздушный шар, но… Генеральными спонсорами «Гонки звезд» стали крупнейшие промышленные компании мира.
Редакция «За рулем» долго шла к этому шагу. В те времена, когда зарубежный спорт был для нас тайной за семью печатями, название «звездной гонки» оправдывало себя. В ней принимали участие лучшие пилоты страны, действительно звезды отечественного автоспорта. Но чем скорее мы узнавали о большом гоночном мире, тем сильнее хотелось увидеть те самые, далекие «звезды», сравнить их с нашими, близкими.
Первая попытка пригласить иностранных спортсменов была предпринята в 1989 году. Но оказалось, что звезды привыкли получать звездные гонорары, а никому не известные соревнования «на краю земли» были для них экзотическими, привлекательными, но отнюдь не престижными. А значит —неденежными, невыгодными. Потому гостями одиннадцатой «Гонки звезд» были всего лишь участники финского национального чемпионата.
Но мечта превратить «зарулевскую» гонку в настоящее звездное зрелище осталась. Теперь необходимо было подойти с другой стороны —заинтересовать солидных спонсоров. Затея увенчалась успехом лишь в этом году. Поддержать соревнования вызвались СИСУ, НТЦ, КамАЗ, JVC и многие другие, а главными, как уже говорилось, меценатами стали «Рейнольде Тобакко» и французская нефтяная фирма ЭЛФ.
И немедленно, словно по волшебству, необычайный интерес к соревнованиям проявила пресса. Сюжет о гонке показа ли «Вести», славящиеся своей индифферентностью к спорту. Как видите шаг к «трансляциям на Японию и Австралию» сделан.
Самое удивительное, что такой наплыв гостей не оказался неожиданностью для хозяев. И опять же, благодаря спонсорам. Фирма НТЦ осуществляющая пассажирские рейсы Москва —Гамбург и Батуми —Стамбул, предоставила в распоряжение журналистов один из свои, комфортабельных автобусов. Со второго этажа роскошного «Неоплана» можно было наблюдать гонку в тепле и со всеми удобствами. Необычайно насыщенным оказалось информационное обеспечение соревнований —через несколько минут после окончания последнего заезда представители прессы получили подробнейшие отчеты о ходе гонки. Таким образом еще один постулат западного шоу-бизнеса начинает потихонечку действовать в России —о первостепенном внимании к журналистам.
Но постулаты постулатами, а для болельщиков главное —зрелищность. V. уж тут «Гонка звезд-93» не подкачала «Погода благоприятствовала». Яркое солнце, такое, что даже старт первого заезда пришлось повторить: не видно было светофора. Десятиградусный мороз, превративший дорожку ипподрома в настоящий каток, а исход каждого заезда сделавший практически непредсказуемым. Восемь из 16 основных участников побеждали в заездах, и даже запасной —курганец Юрий Макаров, единственный раз выйдя на дорожку Раменского ипподрома, сразу приехал вторым. Семь раз в ходе гонки менялся лидер. Вперед выходили поочередно тольяттимцы Борис Маслов —двукратный победитель «зарулевской» гонки, Омар Кахишви-ли —новоиспеченный чемпион России по треку, Ренас Мухаметзянов —лидер нынешнего зимнего сезона, один из главных претендентов на победу. На равных сражались с ними, обходя порой всю вазовскую элиту, Сергей Балдыков —продолжатель славных ижевских традиций, и москвич Сергей Успенский. Нужно было слышать тот яростно-восторженный гул трибун, когда свои, раменские гонщики —Игорь Коновалов, Александр Орловский или Владимир Сухов —опережали тольяттинских асов, а потом гулкий вздох разочарования, если машины любимцев, взметая фонтаны снежных брызг, вылетали с трассы, переворачивались, затихали в сугробах.
Словом, зрелище получилось отменным. Правда, нашлись и скептики, говорившие, что на таком голом льду соревнования стали чистой лотереей, потому, дескать, столь нестабильными были результаты даже лучших водителей. Многое зависело от правильного выбора резины и от дорожки, доставшейся пилоту в том или ином заезде. Но давайте подумаем, что в конце концов можно считать более привлекательным для зрителей (да и для будущего самих соревнований, по большому счету): определить того, кто в настоящий момент лучше всех умеет проходить полутора-километроеое кольцо Раменского ипподрома, или получить захватывающее зрелище? Думается, второе несколько ближе большинству любителей автоспорта. Ну а тем, кто полагает, что автор забывает о спортивных принципах в угоду сомнительным ценностям пресловутого шоу-бизнеса, напомню —два года назад Сергей Успенский выиграл «Гонку звезд» на том же самом ипподроме. Тогда колеса автомобилей были обуты в ошипованную резину, машины проходили повороты, словно по рельсам, а скептики ворчали: «Этак-то каждый может, а вот попробовал бы он выиграть на голом льду…»
Прошло два года, и москвич «попробовал». Выиграв в так называемом суперфинале два заезда из трех, он стал двукратным победителем «зарулевских» соревнований, сравнявшись по этому показателю с такими признанными мастерами, как Николай Больших и Борис Маслов.
Суперфинал —три специальных заезда, в которых шесть лучших пилотов боролись за многочисленные призы, безусловно, добавил состязаниям остроты. Хотя и несколько затянул гонку. Однако уже тот факт, что четыре с лишним часа, забыв о морозе, тысячи болельщиков напряженно следили за борьбой на треке, о многом говорит. Могут ли похвастать тем же хоккей или футбол, лыжи или коньки?
Впрочем, не будем идеализировать, гонке в Раменском еще далеко до мировых стандартов. И если задаться такой целью, можно раскритиковать ее в пух и прах, так что этот отчет превратится в самую что ни на есть ругательную статью. Но, думается мне, это вряд ли правомерно. Ведь главное, сделан первый шаг —нас заметили. К национальной гонке, имеющей, в общем, чисто местный интерес, проявили внимание солидные зарубежные фирмы, те самые инвесторы, о необходимости которых столь долго говорят наши экономисты.
Теперь, ни в коем случае не останавливаясь на достигнутом, нужно делать следующий шаг. А он видится в организации целой серии из нескольких зимних трековых гонок. Именно зимних!
Ведь ледяная дорожка, «генерал Зима» и прочие столь привычные нам «типично русские» атрибуты могут стать не менее привлекательными для зарубежных гонщиков и спонсоров, чем пески Сахары, «1000 озер» Финляндии или даже легендарные треки Америки.
Почему бы не представить себе серию, скажем, «Кэмел Трек» из четырех соревнований, каждое из которых будет проходить под эгидой собственного спонсора —ЭЛФ, «Кока-Кола», «МакДоналдс», МММ, к примеру, в Москве, Ижевске, Пензе, Санкт-Петербурге, Тольятти. А вершиной сезона станет «Гонка звезд», «Зимний Гран-при России».
Но для этого, конечно, предстоит немало сделать: выработать регламент соревнований, единые технические требования, раз и навсегда решить,«на шипах» или «без шипов» устраивать гонки, и, главное, неустанно искать спонсоров, убеждая зарубежных деловых людей, что мы не только можем строить прожекты относительно «проведения формулы 1 вокруг Кремля», но и делать дело.
И вот тогда в ясный и морозный февральский денек стотысячные трибуны знаменитого Раменского автодрома заполнятся в предвкушении настоящей звездной гонки, а телезрители десятков стран мира прильнут к голубым экранам.
Так обязательно будет. Но так хочется, чтобы пораньше!