На страницах журнала в свое время сообщалось, что в продаже появился антифриз «Лена», аналогичный по качествам широко известному «Тосолу». Поскольку далеко не всем известны свойства и возможности применения новой жидкости, представляет интерес информация Е. АНДРЕЕВА, заместителя начальника производства спецжидкостей Дзержинского объединения «Капропактам».
Еще в 1987 году Межведомственная комиссия по. испытанию топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте СССР, рассмотрев результаты госиспытаний охлаждающей жидкости «Лена», приняла решение допустить ее к производству и применению в автомобилях и по мере освоения ее промышленного выпуска прекратить изготовление жидкости «Тосол». С тех пор, однако, многое в жизни, в экономике изменилось, так что сегодня в продажу поступают и «Лена», и «Тосол».
На «Капролактаме» освоили новый антифриз в 1989 году. Поначалу делали 1000 тонн в год, сегодня —в десятки раз больше. Договоры на его поставку заключены с АЗЛК, ГАЗом, КамАЗом, УАЗом. И все же автомобилисты предпочитают «Тосол», а не «Лену». Почему?
Уверен, дело в том, что к «Тосолу» привыкли —он выпускается уже давно.
Между тем наша «Лена» по качеству ни в чем не уступает «Тосолу», даже превосходит его. У нее меньшая коррозионная агрессивность по отношению к алюминию, припою, чугуну, слабее выражено воздействие на резинотехнические изделия. ВАЗ провел испытания антифриза «Лена-40» и дал заключение о ее допуске к применению со сроком службы три года или 60 ООО км практически во всех двигателях этого завода. Испытания на АЗЛК также показали, что «Лена» по своим физико-химическим показателям, коррозионному воздействию на металлы, воздействию на резиновые детали в системе охлаждения «москвичей» не уступает охлаждающей жидкости «Тосол», совместима в любых соотношениях как с ней, так и с добавками, предотвращающими коррозию и накипеобразование в системе охлаждения двигателей. Подчеркнем при этом, что «Лена» прошла полный объем государственных испытаний на всех видах техники и рекомендована к применению взамен «Тосола».
Сегодня «Лену» используют не только в автомобилях, но и в военной технике, разрешено ее применение в авиации. И не только благодаря тому, что превосходит «Тосол» по своим свойствам, но и потому, что дешевле его. Так что автолюбители, транспортные предприятия могут смело применять жидкость для своих машин. А если расширится рынок сбыта, «Капролактам» в состоянии увеличить объем производства на 40%.
Английское общество автомобильных промышленников и торговцев по случаю 25-летия правления королевы Елизаветы II подарило ей в марте 1978 года новый правительственный экипаж. Он представлял собой шасси «Роллс-Ройс-Фантом-VI» со специальным кузовом «лимузин» работы фирмы «Маллинер-Парк Уорд». Он необычен тем, что задняя часть крыши и надстройки кузова выполнены из прозрачной пластмассы «Перспекс». При необходимости они могут быть закрыты алюминиевым верхом (на рисунке) из двух частей, который перевозят в багажнике. Верх жестко фиксируется на кузове и отстоит от прозрачного свода на 6,3 мм. Над задним сиденьем предусмотрен, кроме того, люк в крыше.
Переднее сиденье, которое занимают водитель и телохранитель, отделено от заднего отсека подъемной стеклянной перегородкой. В заднем салоне —два откидных сиденья для сопровождающих лиц и основное сиденье на двоих, в подлокотники которого встроен диктофон, радиоприемник, кассетный проигрыватель, пульты управления кондиционером, вентиляцией, отоплением, электрическими стеклоподъемниками.
У водителя под рукой —пульт двусторонней радиосвязи, телефон, переговорное устройство с задним салоном. Водитель может, не сходя с места, выдвинуть через люк в крыше королевский штандарт, включить подсветку королевского герба и сигнальный синий фонарь.
С технической точки зрения специально оборудованное шасси «Фантом-VI» интересно тем, что его карданный вал с промежуточной опорой снабжен тремя шарнирами равных угловых скоростей. Мощность двигателя, оснащенного двумя горизонтальными карбюраторами SU и электронным зажиганием, повышена на 4 %, внедрен раздельный гидропривод высокого давления для барабанных тормозов передних и задних колес, а также усилитель тормозов. На автомобиле —автоматическая коробка передач «Дженерал-Моторс-400».
Шасси собрано на раме с лонжеронами замкнутого сечения. Кузов —с алюминиевыми наружными панелями. Подвеска передних колес —независимая пружинная, задних —зависимая рессорная. Рулевое управление —с гидроусилителем.
8 общей сложности изготовлено около 300 машин «Фантом-VI», из которых две —для королевского гаража, насчитывающего шесть «роллс-ройсов» разных моделей.
Официально эта модификация называлась «служебный автомобиль в исполнении «люкс» для руководящих работников».
В прежней Чехословакии к ним относились высшие руководители республики во главе с президентом (1975—1990 гг.) Г. Гусаком, «Специал» изготовляли в единичных экземплярах, и отличался он от базовой модели увеличенным на 50 мм расстоянием между осями, оформлением передней и задней частей кузова и оборудованием.
Выпуск модели «Татра-613» начат в 1975 году. Она сохранила многие черты конструкции, характерные для легковых машин фирмы, начиная с 1934 года: расположение силового агрегата в задней части кузова, воздушное охлаждение двигателя, независимую подвеску всех колес, несущий кузов, реечный рулевой механизм. Но создатели «613-й» пошли на применение двух распределительных валов в каждой из головок V-образного двигателя, бесконтактной системы зажигания, дисковых вентилируемых тормозов с гидровакуумным усилителем в их приводе.
Передние колеса подвешены на пружинах по схеме «Мак-Ферсон», благодаря чему удалось получить весьма вместительный багажник. Подвеска задних колес —пружинная.
На модификации «Специал» сделаны более широкие (на 50 мм) задние двери, установлены самонатягивающиеся ремни безопасности для всех сидений, термоизолирующие стекла салона, центральное управление замками всех дверей. Повышенное внимание к безопасности пассажиров выразилось в оборудовании автомобиля прямоугольными фарами, объединенными с противотуманными фонарями, механизмом для регулирования фар по высоте, фароочистителем и фароомывателем. Кроме того, «Татра-613-специал» оснащена травмобезопасной рулевой колонкой, темпостатом, сдублированными системами зажигания и подачи топлива, электрическими стеклоподъемниками. В бамперы новой формы встроены резиновые вставки. И, конечно, «специалы» отличались от серийной модели лучшей звукоизоляцией, более дорогой обивкой в салоне, наличием кондиционера.
Установка дополнительного оборудования и удлинение колесной базы привели к тому, что модификация «61ЗС» стала на 160 кг тяжелей. Но машина получила и форсированный (на 15 л. с.) двигатель.