Слышали об автобусах «Инвеставторос»? Наверное, нет, а между тем в 1994 году они должны появиться на улицах российских городов. В конце мая шведская компания «Ска-ния» и российская «Инвеставторос» подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству автобусов. Его базой станет завод ЛиАЗ в Подмосковье, где намечено выпускать автобусы на 90 пассажиров. Напомним, номинальная вместимость самого распространенного у нас ЛиАЗ-677 —80 пассажиров, максимальная —110.
Соглашение предусматривает, что шведская сторона станет поставлять шасси модели КПЗ, а изготовление кузова, который унифицирован с моделью ЛиАЗ-5256, и окончательная сборка —за ЛиАЗом. На следующий год запланировано выпустить более 100 автобусов, полная же мощность —свыше 500 в год.
Специалисты оценивают потребность России в автобусах всех типов и троллейбусах на 1995 год в 89, 1 тысячи штук, а на 2000-й —в 100,8. Пока в стране их делают вдвое меньше.
Появившиеся заводы в Яхроме, Тосно, Борске, Белгороде, Давыдове, конверсионные производства в Энгельсе и Рыбинске еще не скоро выйдут на полную мощность. Тем более радуют начинания не только «Инвеставтороса», но и производственного объединения «Амурмаш». Последнее, опираясь на поддержку администрации Хабаровского края, намерено наладить выпуск городских и пригородных автобусов в сотрудничестве с корейской фирмой «Даэву».
Вернемся к «Скании»: что обусловило ее заинтересованность в российском рынке? Не только острая нехватка здесь автобусов. Сегодня Беларусь испытывает трудности с выпуском магистральных грузовиков МАЗ.
Из-за пожара на КамАЗе неминуемо сократятся поставки большегрузных автомобилей. И шведская фирма дальновидно считает, что Россия —одна из немногих стран, где потребность в автотранспорте будет удовлетворяться и благодаря импорту.
Между прочим, интерес «Скании» к нашему рынку восходит к 1914 году, когда эта фирма продала свыше ста грузовиков в Россию. Сегодня 97 %
грузовых автомобилей «Скания» идут на экспорт. Насыщенность европейского рынка тяжелыми грузовиками и экономический спад заставляют искать новые регионы сбыта. Эти машины не требуют специальной доработки или комплектации для российских дорог, поскольку климатические условия обеих стран очень схожи. Тем не менее шведская компания разрабатывает специальную модель грузовика для работы на Крайнем Севере России.
Намечается сотрудничество в производстве тяжелых полуприцепов. В частности, идут переговоры с Курганским заводом колесных тягачей о создании совместного предприятия по их выпуску.