Шестьдесят лет назад, 30 сентября 1933 года в 15 часов 45 минут, колонна участников невиданного по тем временам испытательного автопробега финишировала при большом стечении людей в столичном парке культуры и отдыха. Отсюда они и стартовали 6 июля на 23 автомобилях, из которых 19 были отечественного производства. Все 23 машины вернулись в Москву, все выдержали.
Без преувеличений, тогда это было одним из главных событий. За ходом пробега по газетам, радио следили стар и млад. На освещение его центральные газеты отрядили своих ведущих репортеров, а кинохроника —лучшего оператора Романа Кармена. Да и могло ли быть иначе: ведь в пробеге испытывали первые серийные автомобили двух автогигантов, которыми так гордилась страна, —ГАЗа и АМО. Предстояло также сопоставить качества трех равных по конструкции трехосных моделей в тяжелейших дорожных условиях, дать сравнительную оценку самовытаскивателям, съемным гусеницам «Оверолл», широкопрофильным шинам, различным воздушным фильтрам. Не в последнюю очередь автопробег нес и агитационную нагрузку, пропагандируя достижения социалистической индустриализации, успехи политического строя, претендовавшего на роль самого прогрессивного.
Рейд испытателей действительно стал событием в довоенной летописи страны, завоевал право на место в нашей памяти. Маршрут пробега прошел через 19 республик, краев и областей, пересек среднеазиатские пустыни, в том числе КаракумЪ’, и потому за ним закрепилось название
Каракумского. Из более чем 80 его участников до шестидесятилетнего юбилея этого события дожили немногие —Г. Гордеев, Л. Косткин, В. Карпенко. С их помощью редакция собрала документальные снимки, которые передают дух пробега, оставившего заметный след в истории отечественного автомобилестроения.