Основные неисправности систем охлаждения и смазки двигателя.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения являются перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя.
Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за ее утечки или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятора и водяного насоса, заедании термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.
Внешние признаки неисправностей системы смазки — загрязнение масла, пониженное или повышенное давление в системе.
Пониженное давление в системе смазки наблюдается при недостаточном уровне масла, разжижении масла, течи, износе деталей масляного насоса, подшипников коленчатого и распределительного валов, заедании редукционного клапана в открытом положении.
Повышение давления может быть вследствие применения масла повышенной вязкости, заедания редукционного клапана в закрытом положении, засорения маслопроводов.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании систем охлаждения и смазки. При ежедневном техническом обслужи в а ни и проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и смазки; проверяют уровень жидкости в системе охлаждения и при необходимости доливают воду; при постановке автомобиля на стоянку в зимнее время сливают воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя —заполняют систему горячей водой или подключают двигатель к системе подогрева; заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимости доливают масло в картер двигателя.
При первом техническом обслуживании проверяют и при необходимости регулируют натяжение приводных ремней; при работе в условиях большой запыленности заменяют масло в картере двигателя, сливают отстой из фильтров; промывают фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.
При втором техническом обслуживании проверяют и при необходимости закрепляют вентилятор, радиатор, его Облицовку, жалюзи и капот; проверяют и регулируют натяжение приводных ремней; заменяют (по графику) масло в картере двигателя, промывают при этом фильтрующий элемент фильтра грубой 214 очистки и заменяют фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки, сливают отстой из корпусов масляных фильтров; очищают от смолистых отложений крышку коробки толкателей и вытяжную трубу вентиляции картера двигателя; смазывают подшипники водяного насоса.
При сезонном техническом обслуживании проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя; при смене сортов масел ( в зависимости от временя года) промывают систему смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.
Герметичность системы охлаждения проверяют осмотром. Шланги системы должны быть плотно соединены. На их поверхности не должно быть трещин, вздутий и расслоений. Действие клапанов пробки радиатора проверяют нажатием на них пальцем.
Доливка жидкости и п р о мывка системы о х л а ж д е н и я. В системы охлаждения заливают только мягкую воду, т. е. воду с малым содержанием солей.
Наиболее мягкой является дождевая и снеговая вода. Простейшим способом проверки жесткости является намыливание рук. Чем вода жестче, тем хуже намыливаются руки. * В целях смягчения воды и уменьшения образования накипи в системе охлаждения могут использоваться присадки, например, гекса мета фосфат натрия (5—6 мг на 1 л воды).
При хранении автомобиля зимой в неотапливаемом помещении воду из системы необходимо сливать, открыв сливные краники (смотреть статью на сайте под номером 146): 3 — на нижнем бачке радиатора, — па блоке цилиндров, 2—на радиаторе отопителя кузова.
В системе охлаждения, заполненной антифризом Тосол А40, уровень жидкости при холодном двигателе должен быть по метке M1N расширительного бачка или выше ее на 3—5 см.
При значительной утечке антифриза в систему добавляют воду. При этом необходимо: охладить двигатель, снять пробки радиатора и расширительного бачка, залить в радиатор воду до верхнего среза наливной горловины и поставить пробку радиатора на место, долить воду в расширительный бачок на 7—10 см выше метки и поставить пробку па место.
В систему охлаждения, не имеющую расширительного бачка, антифриз заливают на 92—95% объема си Рис 14g Сливные краники системы охлажстемы вследствие того, что тш двигателя
коэффициент объемного расширения у антифриза больше, чем у воды.
Промывку системы охлаждения двигателя автомобиля выполняют в такой последовательности: сливают антифриз, заполняют систему водой, пускают двигатель, после прогрева сливают воду, еще раз промывают систему, заливают антифриз до верхнего среза наливной горловины радиатора при снятой пробке расширительного бачка, ставят пробку радиатора на место, заливают антифриз в расширительный бачок на 3— 5 см выше метки MIN.
При сильном засорении и закупорке трубок радиатор снимают и заливают в него 10%ный раствор каустической соды, подогретый до 90° С. Через 30—40 мин раствор сливают и один или несколько раз промывают радиатор смотреть статью на сайте под номером 147. Проверка натяжения ремня водой. Во избежание разрушения привода генератора и вентилятора алюминиевых деталей в рубашку
охлаждения заливать раствор каустической соды нельзя. Перед промывкой рубашек охлаждения вынимают термостат из патрубка и вывертывают сливной краник из блока цилиндров вместе со штуцером. Направление струи воды из водопровода должно быть обратным направлению циркуляции жидкости в системе охлаждения двигателя. Промывают двигатель до тех пор, пока выходящая из него вода не станет чистой.
Проверка исправности термостата. Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний бачок радиатора должен быть холодным. Нагрев верхнего бачка радиатора должен чувствоваться, когда стрелка указателя температуры воды достигает 60—70° С.
Для более точной проверки термостат вынимают, очищают от накипи и помещают в сосуд с водой, нагретой до 90—100° С. Затем при постепенном охлаждении воды следят за температурой начала и конца закрытия клапана термостата. Неисправный термостат заменяют.
Натяжение ремня вентилятора. Чтобы определить прогиб ремня, прикладывают к ремню линейку и нажимают большим пальцем на ремень в его средней части с усилием 4,0 кгс (смотреть статью на сайте под номером 147). Прогиб должен быть равен 8—10 мм. Для регулировки натяжения ремня ослабляют болты крепления генератора к кронштейну и установочной планке, смещают генератор к себе (для натяжения), закрепляют болты, снова проверяют прогиб.
Доливка и смена масла в двигателе. Уровень масла в картере двигателя следует поддерживать между метками П и О маслоизмерительного стержня. Уровень проверяют через 2—3 мин после остановки прогретого двигателя.
При эксплуатации автомобилей ГАЗ24 «Волга» на хороших дорогах допускается менять масло после пробега 10 000 км. При смене масла заменяют сменный фильтрующий элемент масляного фильтра и очищают фильтр вентиляции картера.
При смене фильтрующего элемента 9 (см. смотреть статью на сайте под номером 23, а) необходимо: отвернуть пробку и слить отстой, отвернуть гайку 7 и снять крышку 8, очистить корпус 3 фильтра и центральный стержень 2, собрать фильтр с новым элементом. Через одну смену масла рекомендуется промывать систему смазки моющим маслом ВНИИ НПФД, дав двигателю поработать на малой частоте вращения 10 мин.
Неразборный масляный фильтр двигателя УМЗ451М, 451МИ (см. смотреть статью на сайте под номером 23,6) расположен с правой стороны двигателя под генератором. Его заменяют при смене масла в двигателе (через 6000— 8000 км пробега), вращая корпус против часовой стрелки. При этом может быть использован хомут, плотно охватывающий корпус фильтра, и рукоятка. При установке нового фильтра следует убедиться в исправности уплйтнительной кольцевой прокладки и завернуть корпус руками до отказа.
Фильтр вентиляции картера промывают в керосине или бензине, просушивают, окунают в масло для двигателя и, дав маслу стечь, ставят на место.
Повышенный расход масла (угар) является показателем технического состояния двигателя. Если расход масла превышает 0,25 л на 100 км пробега, двигатель нуждается в ремонте.