Седаны представительского класса в России, как и во всем мире, – категория особая. Главное отличие от остальных автомобилей заключается в том, что их владельцы, как правило, ездят сзади в качестве пассажиров, а потому и выбор модели происходит по гораздо большему числу параметров, нежели привычные соотношение цены и качества, дизайн, эргономика и техническая начинка. Причем отечественные покупатели по своим запросам оказались в мировом авангарде. «Основу представительского класса в России составляют длиннобазные автомобили, тогда как в Европе и Америке предпочтение отдается стандартным версиям. Азиатский рынок в этом смысле схож с российским, однако объем бензиновых двигателей у машин там значительно меньше, чем в РФ», – рассказал в интервью журналу генеральный директор «Jaguar Land Rover Россия» Дмитрий Колчанов. Что касается особенностей интерьера, то здесь наши соотечественники обращают особое внимание на качество отделки, элементы роскоши и «умную электронику», высоко ценят надежность, универсальность авто и репутацию марки. Среди отличий от зарубежных рынков можно отметить также относительно невысокий интерес отечественного покупателя к экологическим параметрам машины, добавляет глава Audi Russia Тилл Браунер.
Неудивительно, что с такими параметрами спроса наиболее распространенными в России являются версии представительских седанов в максимальной комплектации с топовыми двигателями. При этом, по оценкам участников рынка, до 60-70% продаж приходится на три марки: Mercedes, BMW и Audi. Серьезным соперником для немецкого трио по большому счету пока является лишь Lexus с пришедшимся ко двору седаном LS, однако и его позиции, как показал кризис, непрочны. Продажи версии LS460 в 2009 году снизились против 2008-го на 39% (куплено 383 автомобиля), а более дорогой гибридной модификации LS600h – па 73% (170). Тогда как дилерам BMW удалось только за первые три квартала прошлого года продать 1 тыс. обновленных «семерок»: прирост по сравнению с аналогичным периодом 2008-го составил 89%. Достижения Jaguar на этом фоне выглядят совсем уж скромными: за год всего 63 XJ.
Эксперты отмечают, что сегмент представительских седанов пострадал от кризиса чуть меньше, чем рынок в целом: по данным Дмитрия Колчанова, в количественном выражении потери составили 40%, в денежном -50%, что связано с большим объемом скидок. «Покупатели автомобилей данного класса – в основном довольно состоятельные люди, и их первой
реакцией было отложить покупку. Речь не шла о том, чтобы приобрести машину классом ниже, просто они решили подождать и посмотреть, что происходит на рынке», – объясняет директор по продажам и маркетингу марки Cadillac российского представительства General Motors Андрей Колосов. Терпения VIP-клиентам хватило ровно на год: уже первые три месяца 2010-го показали, что элитный сегмент начал восстанавливаться быстрее рынка. «Продажи BMW в первом квартале выросли на 12%, Mercedes – на 17%. В марте результаты еще лучше. Можно ожидать, что по итогам нынешнего года сегмент достигнет уровня 2008-го и даже немного превысит его», – полагает директор практики по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров.