Осноаные неисправности двигателя. Признаками основных неисправностей двигателя являются: падение мощности, повышенный расход масла, дымный выпуск, снижение давления конца сжатия (компрессия), стуки в двигателе.
Мощность двигателя снижается, а расход бензина увеличивается при неисправности системы питания, накоплении нагара в камерах сгорания, наличии накипи и грязи в системе охлаждения, неправильной регулировке газораспределительного механизма, недостаточной компрессии в цилиндрах двигателя, пропуске воздуха через уплотнения впускной системы.
Повышенный расход масла (угар) и д ы м н ы й выпуск наблюдаются при износе и поломке поршневых, потере ими упругости, износе канавок для поршневых колец, износе и повреждении гильз цилиндров, подсосе масла через зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками, нарушении уплотнений коленчатого вала и неисправности системы вентиляции картера. Дымность выпуска в основном зависит от технического состояния топливной аппаратуры.
Давление в конце такта сжатия (компрессия) может понизиться при износе поршневых колец и гильз цилиндров, неплотном прилегании клапанов к седлам, износе направляющих втулок, ослаблении затяжки гаек крепления головки цилиндров, повреждении прокладки головки цилиндров, нарушении зазоров в клапанном механизме.
Стуки в двигателе появляются при поломке клапанных пружин и заедании клапанов, задирах на поверхностях гильз и поршней, увеличенных зазорах между стержнями клапанов и носками коромысел, износе поршневых пальцев и отверстий для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов, износе шатунных и коренных подшипников.
Для устранения неисправностей двигателя удаляют нагар, регулируют зазоры, а также заменяют отдельные детали. Повышенный пропуск газов поршневыми кольцами, падение давления масла в системе смазки ниже нормы, стуки в двигателе указывают на необходимость ремонта.
Решение о необходимости разборки агрегата или узла должно приниматься на основе результатов предварительного осмотра и диагностики.
Работы, выполняемые при техническом обслуживании кривошипношатунного и газораспределительного механизмов.
При ТО1 двигателя проверяют крепление оборудования на двигателе, крепление двигателя на раме. При ТО2 проверяют и при необходимости закрепляют головку цилиндров, регулируют за210 зори между стержнями клапанов и носками коромысел. При сезонном обслуживании контролируют состояние цилиндропоршневой группы.
Диагностика технического состояния двигателя включает проверку: давления в конце такта сжатия компрессометром; технического состояния цилиндропоршневой группы специальным прибором; количества газов, прорывающихся в картер, газовым счетчиком; давления масла в системе смазки по указателю; разрежения во впускном трубопроводе вакуумметром; стуков в двигателе при помощи стетоскопа.
Для проверки давления в цилиндрах в конце такта сжатия компрессометром необходимо прогреть двигатель до 70—85° С, остановить двигатель, полностью открыть дроссельные и воздушную заслонки карбюратора, отсоединить провода от свечей зажигания. Очистить и продуть сжатым воздухом углубления около свечей, вывернуть свечи и, вставив резиновый конусный наконечник 3 (смотреть статью на сайте под номером 141) компрессометра в отверстие для свечи одного из цилиндров, повернуть коленчатый вал двигателя стартером на 10—12 оборотов при полностью открытых воздушной и дроссельной заслонках карбюратора. Давление в цилиндре отсчитывают по шкале манометра. Далее нажимают пальцем на стержень 2 золотника компрессометра до установки стрелки манометра в нулевое положение и проверяют давление в остальных цилиндрах.
Давление в конце такта сжатия должно быть не менее 7,0— 7,5 кгссм2 у двигателя УАЗ451 МИ и 8 кгссм2 у ГАЗ24Д. Разность показаний манометра в отдельных цилиндрах не должна превышать 1 кгссм2.
Схема прибора для определения технического состояния цилиндропоршневой группы двигателя без разборки приведена на смотреть статью на сайте под номером 142.
Сжатый воздух (3—4 кгссм2) гибким шлангом подводится в коллектор 8 и к вентилям и 2. Резиновый конус 4 испытательного наконечника 3 плотно прижимают к отверстию для свечи зажигания.
При открытом вентиле (вентиль 2 закрыт) сжатый воздух поступает в редуктор 7 и через калиброванное отверстие 6 к манометру 5, в наконечник 3 и через резиновый конус 4 в цилиндр двигателя. Неплотности цилиндра вызывают утечку воздуха, указываемую манометром 5.
При полной герметичности цилиндра стрелка манометра устанавливается на нулевом делении шкалы, а при полной утечке воздуха из цилиндра — на делении 100%. Таким образом, отклонение стрелки манометра указывает потерю воздуха через неплотности в процентах.
Утечку воздуха через клапаны двигателя определяют при открытом вентиле 2. Неисправность обнаруживают прослушиванием при помощи стетоскопа или по колебаниям пушинок в индикаторе, устанавливаемом в отверстиях для свечей зажигания, соседних с проверяемым цилиндром, Утечки через прокладку головки, цилиндров определяют по пузырькам воздуха, появляющимся в горловине радиатора или в стыке головки с блоком цилиндров.
Подтяжка гаек крепления головки цилиндров. Ганки крепления подтягивают равномерно в последовательности, указанной на смотреть статью на сайте под номером 143, прилагая момент 7,3— 7,8 кгс м.
Если головку цилиндров снимали, например, для очистки камер сгорания и поршней от нагара, то поверхность головки и блока цилиндров следует тщательно очистить. Прокладку перед установкой необходимо тщательно осмотреть (она не должна иметь трещин и выкрашиваний асбеста) и натереть с обеих сторон порошком графита. Головку цилиндров следует надевать на шпильки блока свободно, без удара. После затяжки гаек головки цилиндров необходимо проверить и отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и носками коромысел.
Прослушивание двигателя. Двигатель прослушивают при его работе на холостом ходу после прогрева до 70—85° С. При прослушивании работы клапанов частота вращения коленчатого вала должна быть 500—1000, толкателей — 1000— 1500, распределительных шестерен — 1000—2000 обмин. Допускается равномерный стук клапанов и толкателей, сливающийся в общий шум, ровный нерезкий звук, возникающий при работе распределительных шестерен.
Работу поршней, шатунных и коренных подшипников прослушивают при резком кратковременном повышении частоты вращения коленчатого вала до 2500 обмин, используя стетоскопы.
Стетоскопы могут быть механические и электронные. Механический стетоскоп имеет наушник (рнс. 144, о) и стержень 2, прижимаемый к проверяемым точкам механизма. Электронный стетоскоп состоит из элементов 5 (смотреть статью на сайте под номером 144,6) питания, транзисторного усилителя 6, слухового стержня 2 и телефона 7.
Не допускается стук и дребезжание поршней, стуки коренных и шатунных подшипников, поршневых колеи, стуки или резкий шум высокого тона распределительных шестерен, шум высокого тона и писк крыльчатки вентилятора и подшипников водяного насоса.
Регулировка тепловых зазоров в газораспределительном механизме. Проверку и регулировку зазоров выполняют при холодном двигателе в следующем порядке:
снимают трубку вакуумного регулятора опережения зажигания, шланги вентиляции картера, крышку головки цилиндров;
повертывают коленчатый вал пусковой рукояткой до совпадения второго выреза на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерен. При этом коромысла первого цилиндра должны свободно покачиваться (клапаны закрыты);
проверяют зазоры при помощи щупа 4 (смотреть статью на сайте под номером 145). Для впускного клапана первого цилиндра зазор должен быть 0,35—0,40 мм, для выпускного 0,30—0,35 мм. Для регулировки зазора ослабляют контргайку ,9 и отверткой 2 поворачивают винт коромысла;
повертывают коленчатый ват на полоборота, проверяют и регулируют зазоры у клапанов второго цилиндра (0,35—0,40 мм);
повертывают коленчатый вал еще на полоборота, проверяют и регулируют зазоры у клапанов четвертого цилиндра. Зазоры должны быть, как у клапанов первого цилиндра; повертывают коленчатый вал еще на полоборота, проверяют и регулируют зазоры у клапанов третьего цилиндра (0,35—0,40 мм).