Есть на что опереться

Есть на что опереться

Стук в передней подвеске автомобиля, пробежавшего по нашим дорогам десятки тысяч километров, уже не раздражает слух отечественного автолюбителя. Он не обращает внимания на звуки, исходящие от передних колес, переваливающихся через колдобины и ямы, и ездит «до последнего».

Чаще всего источником неприятных звуков служит износившийся шаровой шарнир, или, как его чаще называют, шаровая опора. О том, что ее пора менять, она извещает глухим стуком при переезде больших неровностей. Беда еще в том, что износ шаровых опор ухудшает управляемость, а в конечном счете приводит к разрушению узла на ходу.

Опора служит связующим звеном между кузовом и колесом, поэтому её поломка разводит эти части в разные стороны. Если ваш автомобиль остался на дороге, а не съехал в кювет, не ударился о ближайший столб и вашу машину не разбила другая, ехавшая сзади, считайте, что вам неслыханно повезло. Конструкция опоры нехитрая, как мы уже упомянули, она надежно связывает рычаг передней подвески со ступицей переднего колеса (или заднего, если подвеска полностью независимая), обеспечивая при этом колесу несколько степеней свободы для поворота и качания. Состоит опора из корпуса, шарового пальца и вкладышей и обычно неразборная. Хотя умельцы превращали ее в разборную, чтобы менять изношенные вкладыши (реже —другие элементы). Изменения касались лишь «начинки» опоры. Корпусы «жигулевских» опор, состоящие из двух половинок, рассверливали по местам сварки, разбирали, меняли вкладыши, смазку и собирали, кому как казалось лучше. К примеру, верхняя шаровая собиралась из нижней крышки, вкладыша и кольца нижней опоры, родной оставалась только верхняя крышка. Долговечность таких опор (как, впрочем, и новых) в лучшем случае 40—60 тысяч километров.

Теперь опора перестала быть дефицитной, цена оказалась доступной, но вот качество материалов, а отсюда и долговечность остались прежними, то есть зачастую неудовлетворительными. К тому же на рынке появилось множество опор, изготовленных предприятиями, ранее не ведавшими даже о существовании такого узла. Судить, все ли они достаточно надежны, не беремся. Отличить их от фирменных может только специалист, да и то не всегда.

Воронежское предприятие «Автон», имеющее хорошие технологические возможности, взялось за производство опор иной конструкции. Правда, не для «вазовского» конвейера, а для поставки в качестве запасных частей. Схема нового узла традиционна. Как и прежде, это неразборный шарнир, состоящий из корпуса, двух вкладышей, шарового пальца и крышки-заглушки. Чем же отличается новинка от штатного узла? Прежде всего, цельным корпусом, толстостенным и прочным. Трудно себе представить, чтобы его удалось как-то разломать. Заводские испытания показали, что вырвать шаровой палец из такого корпуса можно лишь усилием 9 тонн (в повседневной эксплуатации подобного быть не может), то есть в четыре с половиной раза большим, чем у обычного изделия. Таким образом, риск, что палец вырвется при езде, практически сведен к нулю. Изюминкой новой конструкции является материал вкладыша —угленаполненный полиамид. Его износостойкость такова, что после стандартных стендовых испытаний, почти приканчивающих обычный шарнир с тефлоновым вкладышем (это миллион циклов, в том числе изгиб, удар и вырыв), зазор в трущейся паре не превысил 0,1 мм (величина, которая допустима при изготовлении штатных узлов). Угленаполненный полиамид обладает еще несколькими полезными качествами: этот материал быстро прирабатывается; углеродные волокна в его составе обеспечивают достаточную «смазку» трущихся поверхностей даже в совершенно сухом шарнире.

Воронежцы организовали и дорожные испытания своей продукции. Результаты весьма любопытны. При езде с поврежденным резиновым чехлом шаровая опора достигала предельного износа (зазор 0,4 мм) после пробега 30 тысяч километров (напомним, что ресурс штатной с исправным чехлом —40—тысяч). Если чехла не было вообще, то опора ходила в среднем 70 тысяч километров. Заметим, что поврежденный чехол —своеобразный аккумулятор агрессивной среды (воды, песка), без него опора «ходит» дольше. Относительно исправного чехла про новую опору пока сказать ничего нельзя (испытания еще продолжаются).

Первыми потребителями новых изделий стали раллисты ВАЗа. Воронежские опоры были смонтированы на «нивах», участвовавших в ралли-рейде «Париж —Москва —Пекин». Они выстояли.

Учитывая все это, можно предположить, что высокая цена новинки (почти вдвое дороже обычного изделия) полностью окупится в процессе эксплуатации. Производство в Воронеже идет полным ходом (делают пока только «жигулевские» опоры), продукция отгружается в торговую сеть и станет доступна каждому автомобилисту.

Комплект шарниров из Воронежа мы поставили на одну из редакционных машин. Процесс монтажа прошел безболезненно. Что же касается результатов эксплуатации, то тут следует заранее извиниться перед читателями: итоговая публикация может появиться нескоро.

К сведению автолюбителей и предприятий, занимающихся ремонтом автомобилей. Опоры фирмы «Автон» можно приобрести не только в магазинах, но и в «Торговом доме «За рулем». Телефон для справок: 261-01-08.

Добавить комментарий