Сначала первый вице-премьер правительства Сергей Иванов обмолвился, что с 2011 года может исчезнуть транспортный налог. Потом за дело взялся Совет Федерации, который утвердил включение транспортного налога в стоимость бензина. Решение лоббировал Комитет по промышленной политике Совета Федерации. Создатели поправок в Налоговый кодекс предполагают, что если сумму налога заложить в цену бензина, то тем самым налог будет взиматься исходя из принципа: чем больше ездишь, тем больше платишь. Но насколько вырастет цена бензина, которая и так постоянно ползет вверх, если к ней добавить еще и налоговые сборы?
По словам Валентина Завадникова, председателя Комитета по промышленной политике Совета Федерации, в Налоговый кодекс будут внесены изменения, которые предлагают установить налоговую ставку в размере от 3% до 6% от стоимости моторного топлива. Если оперировать более понятными величинами, то депутаты Госдумы, которые продвигали идею, говорят о 60 копейках. Появились и более точные данные: как считает сторонник законопроекта, член комитета Госдумы РФ по собственности Максим Рохмистров, цена на бензин при внесении в ее расчет транспортного налога возрастет всего на 53 копейки. У нас же есть подозрения, что 53 копейки – это только начало. При перепродаже продукта от НПЗ через оптовиков до розницы к цене бензина запросто накрутится целый рубль.
Казалось бы, хорошо от этого станет всем, кто мало ездит, но где предел этого “мало”, чтобы водителю конкретного автомобиля было выгодно, – предстоит посчитать. При подсчетах возьмем самый оптимистичный из озвученных вариантов – увеличение цены топлива на 53 копейки. Тогда весь налог, который водитель платил раньше, в будущем он может пустить на добавочную стоимость бензина. Приобретенное таким образом топливо позволит водителю проехать в год определенное количество километров в зависимости от расхода топлива его машины. Если он в год будет проезжать меньше этого значения, значит, на добавочную стоимость бензина он потратил меньше средств, чем на налог. Если водитель в год наездит на сумму, превышающую расчетную, значит, за бензин он заплатит больше, чем платил в прошлом на транспортный налог.Расчеты показывают, что от отмены транспортного налога выигрывают владельцы мощных авто, которые теперь будут платить значительно меньшие суммы, а в проигрыше остаются владельцы маломощных авто, которые теперь будут с оглядкой смотреть на свой годовой пробег и считать каждый литр заливаемого в бак дорогого топлива.
Особенно плохо придется владельцам классических вазовских моделей, которые при малой мощности жрут большее количество бензина, чем иномарки, и выходят за показатель 10 л/100 км. Владельцы ВАЗов, проезжающие в год свыше 15 тысяч км, определенно останутся в накладе.
В плюсе в любом случае должен остаться бюджет, ведь по новой системе налог утаить никак не удастся. Сейчас его собираемость составляет примерно 60%, то есть государство недополучает 20 млрд рублей. Кроме того, малоимущие слои населения перестанут отдавать деньги за то, что машина просто пылится во дворе. Скажем, они перестанут отдавать 500 рублей в год за то, что их старенький ВАЗ уже не ездит. Но и миллионер с десятью 500-сильными суперкарами в гараже перестанет отдавать за них транспортный налог в размере 750 000 рублей. Как компенсирует бюджет недоимку в 749 500 рублей? Правильно, с миллионов простых автолюбителей, многие из которых зарабатывают на жизнь в постоянных разъездах на своих маломощных рабочих лошадках. Кстати, чем добавка к стоимости бензина будет больше (то есть не 53 копейки, а, скажем, 1 рубль), тем существеннее возрастут траты для владельцев малолитражек. Владельцам мощных авто, особенно нескольких, бояться нечего, повышением цен на бензин их не напугать, так как транспортный налог для них был действительно высок.
Таким образом, отмена транспортного налога выгодна только богатым и очень богатым людям, позволяя им экономить на содержании своих мощных автопарков, тогда как автомобилисты с автомобилями до 150 л.c. будут платить примерно столько же, а вот огромной армии владельцев автомобилей мощностью до 100 л.с. точно придется раскошелиться.
Совсем недавно депутаты отклонили налог на роскошь, когда пришлось бы платить и за дорогие автомобили. А из данных изменений в Налоговый кодекс реально получился “антиналог на роскошь”. Если у человека, скажем, десять суперкаров в гараже, то теперь вместо примерно 1 000 000 рублей транспортного налога за них хозяину суперкаров придется только чуть переплатить за бензин, примерно 1000 рублей (при суммарном пробеге всех суперкаров 5000 км в год). А если у человека старенький ВАЗ и он накатывает в год 25 тысяч километров, что совсем несложно для единственной машины в семье, то вместо 500 рублей он отдаст ту же тысячу рублей.