Оказывается, стоит задержать хотя бы на миг начало звучания сигнала низкого тона по отношению к сигналу высокого тона, как звук сделается гораздо выразительнее и машину станет легко узнать по «голосу». Более того, у такого звука значительно лучше полетность (способность выделяться на фоне окружающего шума), а потому он больше привлекает внимание пешеходов и других участников движения. Наконец, очевидно, что если нажать кнопку сигнала лишь кратковременно, то «клаксон» низкого тона не успеет включиться: такой сигнал будет меньше мешать окружающим, а на безопасность движения эта переделка не повлияет. Ведь сигнал высокого тона по-прежнему готов к работе. (Не секрет, что на некоторые автомобили, например «Москвич» АЗЛК-2141, вместо двух клаксонов, как раньше, ставят только один, высокого тона. Выходит, задержка второго —низкого тона —вполне безобидна.)
Схема такого устройства, предназначенного для современного автомобиля, у которого сигналы всего с одним электрическим выводом (второй —«масса»), а для их коммутации используется специальное реле. Здесь символом К0.1 условно обозначена контактная группа штатного реле включения сигналов машины. Сигналы высокого НА1 и низкого НА2 тона также стандартные. «Сердце» устройства —термоэлектромеханическое реле-прерыватель (указателей поворота), которое на схеме обозначено А1. Принцип работы этого реле поясняет рис. 1, а. Маркировка его выводов «+» и «1» относится к «жигулевскому» прибору РС491 (вероятно, подойдет и другой подобного типа).
Напомним eFO работу. Если собрать цепь по приведенной схеме, то лампочка HL1 будет периодически вспыхивать. Происходит это так. Ток, идущий через «холодную» лампу HL1, нагревает встроенную в реле А1 нить накала (условно показана в виде нагревательного элемента). Вследствие этого она удлиняется, поэтому электромагнит реле А1 срабатывает, замыкая встроенные в это реле контакты —лампа HLV зажигается. Но стоит замкнуть контакты, нить очень быстро остывает (укорачивается) и размыкает их —лампа вновь выключается. Далее процесс циклически повторяется.
Но для нашего устройства периодические включения не нужны. Напротив, оно должно срабатывать однократно.
Достигается это так.
Если нажать на сигнальную кнопку (на рис. 1,6 она условно не показана), контакты К0.1 штатного реле машины замкнутся и включится сигнал НА1 высокого тона. Одновременно в работу вступит реле А1. Его нагрузкой вместо лампы HL1, а служит проволочный резистор R1, параллельно которому подключена обмотка К1 дополнительного реле. Примерно через одну секунду реле А1 сработает и в обмотке К1 потечет ток, достаточный для срабатывания дополнительного реле, контакты К1.1 которого замкнутся, включив сигнал НА2 низкого тона.
Однократность включения устройства достигается при помощи диода VD1: как только контакты К1.1 замкнутся, этот диод откроет путь току через нагрузочный резистор R1 и обмотку К1 вне зависимости от реле А1. Отпустив сигнальную кнопку, вызовем размыкание контактов К0.1: тогда все устройство выключится, а сигналы НА1, НА2 одновременно перестанут звучать.
А как быть, если автомобиль «пожилой», клаксоны —с двумя электрическими выводами (к одному из них постоянно приложен «плюс»), а включают их непосредственно контактами сигнальной кнопки? Тогда схема устройства немного другая. Но работает оно точно так же: при замыкании контактов SB1 сигнальной кнопки включается вначале сигнал НА1, а затем НА2 (через контакты К 1.1). Диод VD1 здесь также использован для самоблокировки дополнительного реле после его срабатывания.
До сих пор мы исходили из того, что с задержкой срабатывает сигнал низкого тона, а высокочастотный включается как обычно. И это правильно. Дело в том, что в природе высокочастотные компоненты сложного (составного) звука обычно опережают низкочастотные. Однако это не догма. Нетрудно поменять клаксоны местами —«на любителя» —тогда высокий звук будет «догонять» низкий. Ясно, что и в этом случае звучание станет индивидуальным.
Если вспомнить историю автомобиля, то первые клаксоны (с резиновой грушей) были, как правило, двухтональными. Нажатие на грушу обычно вызывало высокий звук, а ее отпускание —низкий. Попробуем имитировать такое звучание при помощи двух стандартных сигналов.
Как видим, кроме реле А1 и нагрузочного резистора R1, уже понадобится не одно, а три (меньше, к сожалению, не получается!) дополнительных реле (обмотки К1—КЗ) и два диода VD1, VD2. Работает это устройство следующим образом.
Когда сигнальная кнопка (условно не показана) не нажата, контакты К0.1 штатного реле разомкнуты, устройство обесточено. Если нажать кнопку, контакты К0.1 замкнутся, включив сигнал НА1 высокого тона. Одновременно через диод VD1 сработает реле с обмоткой К1, а его контакты К1.1 замкнутся. Ток сможет протекать через контакты К1.1, К3.1 и диод VD2, теперь уже вне зависимости от положения контактов К0.1. Обмотка К2 (а также реле А1, резистор R1 и обмотка КЗ) при этом обесточена, поскольку и к верхнему (рис. 3), и к нижнему ее выводу приложено напряжение +12 В.
Если теперь сигнальную кнопку отпустить, контакты К0.1 разомкнутся, но обмотка К1 будет запитана (через К1.1, К3.1 и VD2). Сигнал НА1 выключится, ток пойдет в обмотку К2 —через К 1.1, К3.1, а также через выключенный сигнал НА1 (его сопротивление постоянному току в неработающем состоянии мало). Поэтому контакты К2.1 замкнутся, обеспечивая включение сигнала НА2 низкого тона. При этом напряжение на нагрузочном резисторе R1 еще невелико. Но примерно через секунду замкнутся контакты реле А1. Теперь к резистору R1 или, что то же самое, к обмотке КЗ будет приложено напряжение, близкое к 12 В. Естественно, контакты К3.1 кратковременно разомкнутся, выключив все устройство, в том числе и сигнал НА2. Тем самым обеспечивается однократность срабатывания: выключение устройства происходит при первом же включении реле А1.
Принцип его работы аналогичен описанному: после нажатия кнопки SB1 сначала срабатывает реле К1, затем К2 и, наконец, КЗ. Срабатывание последнего, как и в предыдущей схеме, вызвано включением реле А1.
Задержку срабатывания реле А1 во всех этих схемах можно регулировать, изменяя сопротивление нагрузочного резистора R1 (в этом качестве можно использовать 1 2-вольтовые или 24-вольто-вые лампы накаливания подходящей мощности). Чем больше его сопротивление, тем продолжительнее будет задержка, и наоборот. Но использовать R1 номиналом менее 5 Ом не рекомендуется. Если же его сопротивление будет слишком велико, то реле А1 не сработает. Мощность рассеяния этого резистора зависит от его номинала: при 5 Ом —не менее 48 Вт, при 10 Ом —24 Вт, при 20 Ом —12 Вт, при 30 Ом —4 Вт и т. д. Это означает, что резистор должен быть проволочным, поэтому станет ощутимо нагреваться (правда, лишь в момент пользования клаксонами).
В качестве реле целесообразно использовать малогабаритные автомобильные (на 12 вольт): 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10, 114.3747-10, 114.3747-11, 116.3747-10, 116.3747-11, 117.3747-10, 117.3747-11 (К1 и К2) и 111.3747,111.3747-10,112.3747, 112.3747-10, 114.3747-10, 1 14.3747-11 (КЗ). Обмотка этого реле (ее сопротивление постоянному току 85 Ом) имеет маркировку «85» и «86», а замыкающая (нормально разомкнутая) группа контактов —«30» и «87». В устройствах (рис. 1 и 2) можно применить диоды серии КД202 (кроме КД202А и КД202Б), типа Д242А, Д243А; Д245А, Д246А, серии КД203. Еще лучше здесь использовать миниатюрные диоды КД208А. В устройствах по рис. 3 и 4 потребуются менее мощные диоды, например Д226В, Д226Б, серии КД105 или даже устаревшие германиевые диоды Д7Е, Д7Ж.