Обзор ваших конструкций
Читательское КБ заработало! Об этом нас известили многочисленные письма, авторы которых решили участвовать в новом конкурсе —на лучшее решение конструкторских задач. Напомним, что в первой из них требовалось облегчить укладку запасного колеса в автомобиле АЗЛК-4141, чтобы не нужно было для этого лезть под машину и чрезмерно напрягаться. Первые 150 предложений читателей уже рассмотрены жюри во главе с обозревателем редакции инженером Б. СИНЕЛЬНИКОВЫМ. Последующие ждут своей очереди. Лучшие будут отмечены.
Все присланные разработки по способу решения можно разделить на четыре основные группы. Первая —конструкции типа салазок. Здесь дополнительная рама двигается на роликах или ползунах по основной. Примером может служить вариант В. Мельникова из Курской области. Снимать и укладывать колесо на выдвинутую из-под машины и располагающуюся горизонтально раму, конечно, удобно, но необходимость дорабатывать штатный держатель и изготавливать новый со связывающими их узлами снижает ценность идеи.
Вторая группа предложении предусматривает передвижение штатной или подобной рамы по направляющим, которые придется изготовить и закрепить под днищем багажника направляющие —это стальные уголки с пазами на вертикальной стенке или прутки, согнутые в виде скоб.
К сожалению, такая конструкция не дает заметных преимуществ перед существующей, поскольку отодвинуть раму далеко назад не удастся, иначе колесо просто не пройдет под буфером.
В третью группу вошли конструкции с качающимися рычагами. Здесь типичны разработка Д. Бакирова из Тольятти и схема А. Голубева. Кинематика их механизмов позволяет раме легко выдвигаться вниз-назад и занимать положение, довольно удобное для снятия и укладки колеса. Вероятно, без особого напряжения ее можно возвратить на место движением вперед-вверх. Но потребуется изготовить довольно много деталей —раму, рычаги, упор, кронштейны —и применить сварку, что затруднительно в домашних условиях. Вот если какое-нибудь предприятие наладит выпуск комплекта деталей, наверное, многие захотят установить их на своей машине.
В четвертую группу мы объединили те предложения, где штатная конструкция дополнена различными механизмами, облегчающими укладку колес в держатель и его последующий подъем. В большинстве из них применены тросы или капроновые шнуры с блоками, как, например, Р. Кирчинского из Ставрополя.
Беда подобных конструкций в том, что такие детали, как блоки и тросы, находясь, как говорят специалисты, в зоне повышенного загрязнения, станут быстро корродировать и выходить из строя.
Упрощенный вариант этого типа прислал Е. Черпай из подмосковного города Бронницы. На колесе он закрепляет при помощи двух крюков резиновый захват, на петлях которого фиксирует шнур (ленту). Его пропускают через скобу, закрепляемую на днище багажника. Для укладки колеса на раму надо тянуть за один конец шнура, для снятия —за другой. Поднимать раму с земли можно тем же шнуром, если на одном его конце закрепить крючок для захвата края рамы. В нерабочем положении концы шнура надеваются на крючок, фиксирующий раму.
Кстати, для облегчения подъема рамы некоторые автолюбители советуют приварить к ней отрезок трубы, в которую можно было бы вставлять монтажную лопатку, чтобы использовать ее в качестве рычага. Полагаем, это полезное дополнение, тем более, что не придется пачкать руки, доставая раму, опущенную на землю.
К сожалению, авторы не могут подтвердить эффективность своих разработок испытаниями натурных образцов. Ожидаем, что со временем это сделают заинтересовавшиеся тем или иным предложением автолюбители, о чем сообщат нам.
А пока —благодарим всех стартовавших в конкурсе КБЧ и желаем им успехов в решении следующих задач!