Показанная по телевидению реклама гидрокомпенсаторов клапанных зазоров для двигателей «жигулей» возбудила новую волну интереса автолюбителей. Первая, возникшая три года назад после публикации ознакомительного материала и сообщений о ходе редакционных испытаний, довольно быстро затихла, потому что из-за малого выпуска приобрести комплект удавалось немногим.
Теперь положение изменилось, а в редакции накопилось немало вопросов читателей. Наш обозреватель Б. СИНЕЛЬНИКОВ побеседовал с Е. КРАВЧЕНКО, директором Внешнеэкономической ассоциации «Гермес», выпускающей гидрокомпенсаторы.
—Евгений Яковлевич, в последней статье об эксплуатации гидрокомпенсаторов были упомянуты испытания, проведенные ВАЗом. Что они показали!
—Перед запуском устройства в серию мы хотели получить оценку завода, хотя и сознавали, как рискованно сдавать экзамен родителю, ревниво охраняющему свое детище. Но мы верили в успех, потому что сами провели серьезные исследования. Испытания, выполненные НТЦ ВАЗа на шести двигателях, работавших на автомобиле и на стендах, подтвердили, как записано в заключении, что «установка гидроопор ГРМ (так там окрестили гидрокомпенсаторы) не приводит к изменению мощностных и экономических показателей
(рис. 2); … не оказывает влияния на пусковые качества холодного двигателя при температуре 0…—"С; …приводит к снижению общих уровней шума в пределах 0,5…5 дБА». В общем то, что мы и ожидали.
—Почему же некоторые владельцы «жигулей» утверждают, что их двигатели после установки гидрокомпенсаторов прибавили мощности, стали легче запускаться на морозе и лучше работать!
—Здесь нет противоречия. Завод проводил испытания на новых, отрегулированных должным образом, можно сказать, идеальных двигателях. А у большинства автолюбителей они далеко не такие: детали газораспределительного механизма изношены, клапанные зазоры нарушены и «гуляют». Результат —искаженные фазы газораспределения и ухудшенные характеристики. Гидрокомпенсаторы же, обеспечивая беззазорный контакт рычагов с кулачками распредвала, приближают фазы к заложенным в конструкцию настолько, насколько позволяет действительный профиль кулачков. Это и способствует улучшению характеристик. В том числе такой важной сегодня, как содержание СО в отработавших газах.
—Кстати, как влияют компенсаторы на износ распредвала!
—И наши, и заводские испытания показывают, что контактирующие поверхности кулачков, рычагов и торцев клапанов практически не изнашиваются. Объяснение в том, что здесь исчезли ударные нагрузки. Но мы пока делаем осторожный вывод: гидрокомпенсаторы на этот процесс не влияют. Хотя наш ВАЗ-2101 лидер испытаний —прошел уже около четырехсот тысяч километров с «родным» валом. Думаем, опыт широкой эксплуатации гидрокомпенсаторов подтвердит это хорошее свойство.
—Судя по всему, двигатели «жигулей» с таким механизмом становятся более совершенными: отпадает необходимость регулировать клапанные зазоры, стабилизируются фазы газораспределения, уменьшается шум. Покупатели были бы рады получать такой двигатель с завода. Не планирует ли ВАЗ применять ваши устройства!
—Технологическая проработка показала, что на конвейере сборки двигателей внедрить эту работу не удастся. Кроме того, потребуется ужесточить отдельные размеры в головке блока, с которыми связана установка гидрокомпенсаторов. Об этом, кстати, несмотря на указания инструкции, забывают некоторые автолюбители, самостоятельно монтирующие устройства.
—В последние годы вы как один из участников разработки занимались доводкой конструкции. Изменилась ли она по сравнению с той. что была представлена в журнале три с лишним года назад и испытывалась на редакционном автомобиле!
—Принципиальных изменений вносить не потребовалось. Доводка свелась к поиску и испытаниям новых, более качественных и технологичных материалов для некоторых деталей, уточнению их размеров и допусков, а также отработке технологических процессов для серийного производства. Например, с целью повысить четкость работы плунжера, служащего упором для рычага (рокера), мы уменьшили зазор между ним и направляющей втулкой до нескольких микрон. Чтобы выполнить это условие, пришлось ввести селективную сборку пар после высокоточного обмера и сортировки.
—Приведенный вами пример дает представление о возможности самостоятельного изготовления гидрокомпенсаторов. Этим озабочены некоторые автолюбители и предприятия, которые просят опубликовать или выслать чертежи.
—Когда мы готовились к серийному производству, то в поисках подходящих заводов многим предоставляли документацию. Однако скоро выяснилось, что серийно выпускать главные детали —плунжерные пары требуемого качества и с наименьшими затратами —способны лишь заводы, изготовляющие детали гидросистем на специальном оборудовании. Мы выбрали одно из таких предприятий в Ярославле, которое и наладило серийное производство плунжерных пар.
—Но ведь те, кто все же захочет своими силами изготовить гидрокомпенсаторы, могут снять эскизы с выпущенного вами комплекта!
—Такие попытки нам известны, как, увы, и результаты. Оказавшись плачевными, они лишь подтвердили, что гидравлика —дело тонкое. Это не преувеличение. Ничтожное, казалось бы, отклонение в размерах деталей, свойствах материала, технологии, и вот вам заклинивание плунжера, трещины и разрушение
его и втулки, негерметичность системы.
—Сколько времени занимает установка комплекта!
—Специалист за смену устанавливает два-три, в зависимости от состояния мотора. Опытному автолюбителю потребуется часов пять, а человеку, ни разу не снимавшему распредвал, дня не хватит. Ему должен помочь автосервис.
—Что может произойти, если гидрокомпенсаторы установлены неточно!
—Ничего страшного. Вероятнее всего, возникнет стук, свидетельствующий о негерметичности питающей масляной магистрали. В ней могут быть неправильно установлены резиновые уплотнительные кольца или может плохо работать шариковый клапан. После устранения этих дефектов устройство действует хорошо.
—Не требует ли плунжерная пара, как все прецизионные детали, особой чистоты и качества применяемого в двигателе масла!
—К счастью, нет. Все испытания, стендовые и дорожные, проводились со стандартными, поступающими в продажу маслами и фильтрами. Более того, известно немало случаев, когда гидрокомпенсаторы нормально работали, даже если владелец машины пропустил очередную замену масла и фильтра. Но это, конечно, ненужный риск.
—Нет ли у вас варианта конструкции для двигателей ВАЗ-2108, -2109!
—Предварительные исследования показали, что применение нашей системы в этих двигателях требует существенного для серийного производства изменения головки блока.
—Как приобрести гидрокомпенсаторы!
—Партии комплектов уже закупили энтузиасты из Красноярска, Екатеринбурга, Самары, Риги, Якутска, Ташкента, других городов России и стран СНГ. Мы ищем дилеров в каждом регионе, чтобы владельцы «жигулей» могли бы без хлопот купить и смонтировать гидрокомпенсаторы, не обращаясь к нам.