Честно говоря, публикуя анкету «Ваше мнение о ГАИ» (ЗР, 1992, № 12), мы в общем-то представляли, каковы будут результаты. Во-первых, по собственному опыту хорошо знаем, как обстоят дела, а во-вторых (и, пожалуй, это главное), сама наша жизнь на дорогах развела водителей и сотрудников ГАИ как бы по разные стороны баррикад. У тех, кто за рулем, сложился определенный стереотип в отношении работников Госавтоинспекции: знаем, мол, их —все одним лыком шиты. Анкета позволила в какой-то мере уйти от таких обобщенных оценок. Конечно, она не претендует на истину в последней инстанции —это не исследование, даже не опрос. Тем не менее итоги анкеты представляются нам заслуживающими внимания.
Свои отклики нам прислали читатели из всех стран СНГ. Все до одного были рассмотрены и учтены, но подсчитывали только анкеты из России —оценивалась деятельность российской Госавтоинспекции.
Таких анкет оказалось 2046. В основном откликнулись люди в возрасте тридцати—сорока лет (29 %) и старше пятидесяти (27,9 %). Среди ответивших на вопросы анкеты 84 % за рулем уже более 5 лет, то есть водители достаточно опытные, знающие дорожную жизнь не понаслышке. Подтверждает это и «накрученный» ими километраж. Большинство (40,5 %) проехало 100—тысяч
километров, а 19,6 % —более 500 тысяч.
Как и предполагалось, очень многие водители (41,4 %) считают, что госавтоинспектора относятся к ним грубо. Этот вывод, что называется, лежал на поверхности: наша читательская почта до предела насыщена жалобами на далеко не джентльменское поведение людей с жезлом и портупеей. Навсегда запомнил свою встречу с инспекторами ГАИ наш читатель из г. Чебаркуль Челябинской области (фамилию он не указал, сославшись на нежелание иметь лишние неприятности), которого, как он пишет «…не церемонясь, затолкали в машину и составили протокол. А когда я возмутился таким обращением, посыпался мат и угрозы». Читая такое, мы были немало удивлены, что 39 % ответивших считают поведение дорожных стражей порядка корректным (значит, не все одним лыком…).
В большинстве анкет (55,3 %) читатели указывают на факты прямого вымогательства со стороны инспекторов. «Когда мне в последний раз довелось проходить техосмотр, —написал нам прямо на анкете москвич В.,—инспектор районной ГАИ никак не мог разглядеть номер на двигателе моего автомобиля. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда я выложил две купюры по 500 рублей. Только после этого он прозрел». Другие водители сетуют на то, что даже при самых незначительных нарушениях инспектора стараются получить деньги, не выписывая квитанцию. Сумма, «идущая» в их карман, как правило, в два-три раза меньше официального штрафа. Все вроде бы просто: деньги я беру себе, зато ты теряешь значительно меньше. В то же время 40 % приславших анкеты с фактами мздоимства не сталкивались вообще. Этот факт тоже примечателен.
Анкета показала, что 33,6 % водителей без всякого уважения относятся к госавтоинспекторам, а 19,4 % их просто опасаются. Получается, что 53 % ответивших резко отрицательно воспринимают фигуру сотрудника ГАИ.
Наверное, поэтому своими помощниками на дороге людей в форме считают только 12,1 % из всех опрошенных, а 42,9 % таковыми их не признают. Подавляющее большинство —72,7 % не всегда уверено в справедливости наложенного на них взыскания. Более того, 44,8 % утверждают, что инспектора плохо знают Правила дорожного движения. Скажем, В. Яковлев из г. Поставы Витебской области, ссылаясь на свой 15-летний водительский опыт, пишет, что инспектора ГАИ знают Правила однобоко: «в основном с той точки зрения, как и за что можно наказать».
Небезынтересно, как оценивают водители свое поведение при встрече с госавтоинспектором. Абсолютное большинство (77,3 %) ответило, что ведет себя в зависимости от обстоятельств, но всегда честно, что готовы поспорить, но «байками» себя не унижают.
В целом же работа ГАИ оценена нашими читателями следующим образом: 57,7 % поставили Госавтоинспекции «неуд», 20,4 % дали положительную оценку и 22,1 % затруднились с ответом.
Такой расклад мнений, даже при почти троекратном перевесе отрицательных оценок, требует некоторого пояснения. Наш водитель неизбалован и доволен уже тем, что госавтоинспектор отпустил его с Богом, не «содрал» штраф, не отобрал «права». За одно это он готов простить ему грубость, низкий профессиональный уровень и многое, многое другое. Если бы оценки выставлялись по западным меркам, где к полицейскому предъявляются высочайшие требования —от безукоризненной вежливости до высочайшей компетентности, результат был бы еще менее утешительным для ГАИ. Но справедливости ради отметим, что надо многое сделать и для того, чтобы нелегкий и порой опасный труд госавтоинспектора стал престижным и почетным.