Вспомним последние годы «автомобилизации всей страны»: производство машин перестало расти, потом стало сокращаться, освоение новых моделей давалось с неимоверным трудом, запасные части превратились в самый дефицитный товар —в него, как в недвижимость, вкладывали деньги. Автомобили по открыткам —только передовикам производства, ветеранам, а чаще чиновникам и «блатным». Кто из желавших приобрести машину не прикидывал с тоской, сколько десятков лет придется ждать очереди на «Жигули» или «Москвич»!
Теперь очень многое изменилось: хочешь легковую машину —пожалуйста, выбирай, были бы деньги. Правда, людей с ними пока немного, и по-прежнему наших сограждан возмущает, что перспектива стать обладателем автомобиля не приблизилась, хотя и по другой причине —бешеных цен.
Между тем автомобильный рынок начинает заполняться машинами иностранного производства, как абсолютно новыми, так и подержанными. Новые иномарки заняли место в фойе кинотеатров, в залах универмагов и выставочных павильонах, они в виде шикарной рекламы не сходят с экранов телевизоров. Но продают их пока немного, основной покупатель —разного рода предприятия. Продажа новых зарубежных автомобилей еще не стала массовой, и хотя реализация их растет, подержанных иномарок продают в десятки раз больше. Именно они начинают создавать конкуренцию отечественным.
Минувшее лето было примечательно как раз тем, что пустовавшие площадки для продажи машин «с рук» стали вновь заполняться, даже в областных центрах, расположенных далеко от границ и морей.
А о портовых и приграничных городах и говорить нечего: рыночные площадки, где в основном предлагаются иномарки, пришлось значительно расширить. Похоже, грядет настоящая автомобильная лихорадка.
На Востоке России рынок захватили японские машины. Утверждают, что наш автомобиль в Приморье и Хабаровском крае сегодня встретишь реже, чем иномарку. Точной статистикой мы не располагаем, но то, что неприхотливые, довольно надежные «японцы» завоевали на нашем Дальнем Востоке авторитет —непреложный факт. Ведь даже неновые «хонды», «тойоты», «ниссаны» перехаживают новые «москвичи» и «жигули».
Иное дело в европейской части. Здесь первенствуют автомобили немецкого производства. В этом мы убедились, проведя не один день на московском автомобильном рынке, который разместился в Печатниках, рядом с АЗЛК. Среди «немцев» (и это может показаться даже странным) больше всего подержанных БМВ, чаще всего третьей серии. За ними по количеству предложений идут «опели», «мерседесы», «ауди», «форды». Меньше всего предлагают немецких «запорожцев» —«фольксвагенов», хотя эти экономичные небольшие машины очень даже популярны и у себя на родине, и в Европе, и в Латинской Америке. На рынке нередки шведские «волво» и СААБы, как правило, изрядно поношенные, но совсем мало французских автомобилей, равно как итальянских и английских. Машины с СевероАмериканского континента —на «толкучке» пока большая редкость. И если одна-другая появляются в ряду продаваемых, то служат скорее украшением, нежели предметом сделки.
Но иномарки иномарками, а каково положение отечественных автомобилей на столичном рынке? Предлагаемых к продаже машин примерно столько же, сколько автомобилей «Опель». Интерес вызывают «додели Волжского автозавода: в первую очередь переднеприводные, а уж потом классические «жигули». Стоят «таврии» и «волги», редко попадаются сорок первые «москвичи» —они совсем не пользуются спросом.
После общей экспозиции давайте пройдемся вместе по длинным рядам автомобилей с табличками «продаю». Предупреждаем: цены здесь называют только в твердой валюте —долларах США. Иногда, правда, попадается машина, оцененная в рублях, но это скорее склад запчастей на колесах, чем автомобиль.
Конечно, поначалу долларовые цены пугают, но, пересчитав их на.рубли, замечаешь, что они не так уж и высоки по отношению к ценам на новые отечественные модели. К примеру, за четырехцилиндровый БМВ-316 1981—годов выпуска, а таких здесь, как мы отмечали, большая часть, просят 1500—долларов. Как правило, их кузова в отличном состоянии, практически нигде нет коррозии. Ходовая часть также вполне работоспособная. Правда, набегали машины немало: 150—тысяч километров. Но учтем, что эти километры накручены по хорошим европейским дорогам, да и обслуживание, наверняка, было полным и своевременным (иначе там трудно пройти техосмотр). Если автомобиль действительно только что пришел «оттуда», есть надежда, что даже после пробега 200 тысяч километров новый владелец «накрутит» до капитального ремонта еще сотню тысяч. Конечно, при тщательном уходе.
Примерно такие же цифры —от 1500 до 3000 долларов на табличках подержанных немецких машин «Опель» и «Ауди» более поздних лет. Особняком стоят «мерседесы»: здесь или довольно новые модели трех-четырехлетней давности по 10—тысяч долларов, или уж совсем «бэушные» —10—-летние за те же 2—тысячи.
Французские авто, как уже было отмечено, редкие гости на рынке. Из тех, что предлагают, можно выделить «ситроены» моделей ВХ, АХ пяти-шестилетней давности. Просят за них в два —три раза больше, чем за десятилетний БМВ 3-й серии, то есть 3—тысячи долларов. Вот только покупатели не очень жалуют —сказывается традиционное для нас тяготение к немецким маркам и шведскому «Волво».
Примерно в том же небольшом количестве, что и французские, представлены автомобили итальянских марок. Здесь, возможно, сказываются трудности доставки с неблизкого Апеннинского полуострова.
А вот, наконец, и российские машины —в основном Волжского завода. Новые и совсем «укатанные», но тоже за «баксы», как теперь величают у нас доллары. К новым «восьмеркам», «девяткам», «девяносто девятым» без 4,5—тысяч долларов лучше не подходить. Несколько дешевле свежие заднеприводные «жигули» —4—,5 тысячи. Двухлетнюю «семерку», если повезет, можно купить и за 3 тысячи. Но дешевле, чем за тысячу «зеленых», не найти даже совсем добитую. Репутация надежной машины прямо отражается на ее цене.
Новые автомобили Горьковского завода дороже моделей ВАЗа: от 5 тысяч и выше, хотя в последние полгода «волги» дешевели, приближаясь по цене к ВАЗ-21099. Тут надо иметь в виду, что многие «волги»такси уже стали частными. Ремонт, обслуживание, запчасти обходятся довольно дорого, да и надежность машин, находящихся в постоянной эксплуатации, оставляет желать лучшего. Потому цены подержанных «волг» ниже, чем «жигулей» того же года выпуска.
А вот «Таврия» имеет на рынке репутацию вполне современного европейского автомобиля. Цена новой —2,3—,6 тысячи долларов. Зато старые дешевле —в два —два с половиной раза. В России «Таврия» вроде бы иномарка, обеспеченная запчастями и сервисом хуже, чем иные модели из дальнего зарубежья. Потому так различаются цены новых и подержанных машин из Запорожья.
Ижевские автомобили зарекомендовали себя как достаточно надежные и практичные в наших условиях, а значит и стоить должны дороже «Таврии» —все же класс иной, и запчасти есть, и сервис какой-никакой. Но цены на них не превышают 2,5 тысячи. Скорее всего, из-за того, что модель давно уже морально устарела —как-никак за «плечами» десятки лет.
Новых «москвичей-2141» на рынке просто нет. Зато «сорок первые» свободно продают в магазинах, в том числе за рубли (по курсу около 3 тысяч долларов). Да и подержанных машин этой модели на рынке немного —приемлемую цену, ну хоть как за «Таврию», никто не дает: непопулярен «Москвич». Возможно, будь повыше качество сборки, пошел бы автомобиль и за «баксы», но тогда, по Жванецкому, нужно браться за конструкцию…
Медленно расширяется типаж предлагаемых на рынке автомобилей. Слишком мало пока там джипов, а если и встречаются, то очень дорогие. Вероятно, в будущем это изменится, а пока покупатель должен довольствоваться нашими УАЗами и «нивами». Немного и дизельных машин —наше топливо губит их дизельную аппаратуру, а заменить ее дорого: пожалуй, дешевле купить другую машину, с бензиновым мотором.
Предлагают, но все реже (из-за низкого спроса) автомобили с автоматической коробкой передач: в наших условиях, да еще на подержанной иномарке «автомат» быстро ломается. Ремонт же такой передачи в полтора-два раза дороже стоимости самого автомобиля.
Тем, кто решился отправиться на авторынок за покупкой, нелишне знать, что среди автомобилей, ввозимых из-за границы, немало отечественных. Их ласково называют «финками» (из Финляндии), «шведками» (из Швеции), давая понять покупателям, что комплектация машины, дескать, экспортная, а условия эксплуатации были не чета нашим. Не «покупайтесь» на такую рекламу. Иной раз «финка» не выезжала за пределы европейской части России. Однажды довелось увидеть два стандартных «уазика», небрежно выкрашенных нитроэмалью, на которых было написано «Марторелли»! Узнали бы об этом братья Марторелли, чья фирма сотрудничает с УАЗом, подали бы в суд за подрыв престижа предприятия.
Еще одна особенность рынка: немало автомобилей, не прошедших таможню. Если присмотрите такую машину, учтите, что таможенный сбор составляет немалую сумму (на июнь текущего года —120 рублей с каждого кубического сантиметра объема двигателя), к тому же длиннющая очередь на оформление. Так что приготовьте место для стоянки: пока не пройдете формальности, ездить на ней не придется. Первый же инспектор снимет «выездные» номера.
Необходимое предупреждение для потенциальных покупателей на рынке: помните, что вы можете нарваться здесь на воооеанный автомобипь. Поэтому обращайте пристальное внимание на номера кузова и двигателя. Если возникли сомнения —лучше откажитесь от выбранной машины, иначе рискуете попасть в неприятную историю, где можете вдобавок оказаться крайним.
В заключение короткий комментарий. Только в последний год цена у нас стала объединяющим, суммарным критерием, вобравшим технические характеристики и эксплуатационные качества машины. Не случайно модели ВАЗа занимают в ценовом ряду первые строчки среди отечественных. Ведь автомобили сейчас доступны не всем; покупают их люди, располагающие финансовыми возможностями, и машина им нужна для работы, чтобы ездить, а не ремонтировать.
А вот низкие цены подержанных иномарок должны бы насторожить отечественных производителей: эти машины дорожать не будут и сдерживает пока лавину иномарок в страну отсутствие запчастей и сервиса. Устранение этого дефицита —дело близкого будущего и тогда, если не введут ограничения на ввоз автомобилей (а это стало бы большим ударом по нам, потребителям), «Ижмаш», ЗАЗ, ГАЗ и АЗЛК могут разориться, оказавшись не в силах продавать свои машины дешевле зарубежных (как это удается сейчас). Исключение, вероятно, составит ВАЗ —предприятие мощное, располагающее конкурентоспособными моделями, конструкторским заделом на будущее. К тому же у него большая фирменная сеть техобслуживания, о какой другие предприятия могут только мечтать.
Конечно, все может сложиться и по-другому, но в любом случае хотелось бы, чтобы с выгодой для нас, автомобилистов. Сейчас автомобиль перестает быть для, многих только предметом мечтаний, и наша «прогулка» по рынку —тому свидетельство.