То, о чем пойдет речь —гаражные дела, вряд ли волнует сельского жителя. Однако в крупных городах это острейшая проблема: иной раз проще получить новую квартиру, чем гараж. Автор, полковник в отставке И. ГОЛЬДИН, знает об этом не понаслышке: более двадцати лет он —председатель большого гаражного кооператива ее Тайнинский» в Москве.
Положение с хранением автомобилей в столице просто катастрофическое. Подумать только: из сотен тысяч автомобилей, принадлежащих москвичам, только каждый десятый стоит в гараже. Несколько больше —на платных стоянках. Основная же масса машин заполонила дворы, улицы и проезды, мешая движению, уборке территорий (особенно зимой), вызывая справедливые нарекания жителей. И, главное, раздолье для угонщиков и воров. Каждый день в Москве угоняют до сорока автомобилей. Не мудрено, что иные владельцы ночами дежурят у окон, а то и во дворах, сторожат свои дорогостоящие «чада». Какой толк наутро от этих здоровых, умных, талантливых людей (уверяю, среди автомобилистов глупых и хилых нет)?
Проблему хранения личных машин завело в тупик укоренившееся отношение к ней как ко второстепенной. Из-за этого гаражно-строительным кооперативам (кстати, их давно следует переименовать просто в гаражные кооперативы, ведь они уже ничего не строят, а являются чисто эксплуатационными) было по силам возводить в основном одноэтажные боксы, занимающие слишком много дефицитной городской территории. Как правило, они построены в несколько рядов с межгаражными проездами, так что на каждый автомобиль расходуется до 40 м. В пятиэтажном здании площадь застройки, поделенная на количество машин,—5 м2.
Многоэтажные комплексы —вот решение проблемы. И там, где инициатива владельцев находит поддержку местных властей, их возводят —как по типовым, так и по индивидуальным проектам. Правда, не все отвечают современным требованиям и запросам автомобилистов. Удачный проект шестиэтажного гаража получился, когда группа энтузиастов переработала типовой. Здание наметили возвести на территории существующего ГСК «Тайнинский» в бывшем Бабушкинском районе Москвы. Но вот когда оно будет построено, неизвестно. Решение Исполкома Моссовета о его сооружении принято в 1983 году. А .потом —то капризничал генподрядчик, то митинговали защитники природы —«зеленые». Что плохого, если 580 машин убрать из-под окон домов в современное здание с вентиляцией, газопоглотительными и фильтрационными установками? Радоваться бы этому, а требуют прекращения строительства.
Среди членов кооператива много инвалидов Великой Отечественной, ветеранов войны и труда, простоявших в очереди с 1975 года. Некоторые так и не дожили до новоселья.
Сейчас строительство развернулось, стены возведены, но будет ли гараж по карману тем, кто так его ждал? Стоимость машиноместа все время росла: 2100, 3550 рублей, а к вводу объекта в строй, глядишь, достигнет семизначного числа. Но, надо полагать, пустовать он все-таки не будет.
На соседней с «Тайнинским» территории товарищества «Метростроевец» намечено построить многоэтажный гараж по новейшей технологии из объемных элементов (модулей). Каждый представляет собой гараж-бокс, который изготовляют на комбинате железобетонных изделий, а на месте только монтируют «коробку». Гараж на 600 машин из таких «кубиков» должны сдавать под ключ за полгода. Технология изготовления и монтажа разработана в одном из конструкторских бюро Министерства обороны.
Многолетний опыт «Тайнинского» показал, что крупные гаражные кооперативы легче решают организационные, хозяйственные и экономические вопросы. Они рентабельны, в них самые низкие членские (эксплуатационные) взносы. И. что очень важно, в таких ГСК легко наладить техническое обслуживание, ремонт, а также контроль за техническим состоянием автомобилей. У нас в «Тайнинском» с 1975 года действует станция технического обслуживания на 10 постов. Вся ее работа —под контролем общественной комиссии кооператива. Но при этом взаимоотношения построены на полном доверии, вплоть до того, что члены кооператива вместе с заказами на обслуживание оставляют мастеру ключи от боксов, где хранятся их машины. Владелец идет на работу, а в конце дня застает уже отремонтированную машину в своем гараже-боксе и рассчитывается. Так живут «организованные автолюбители» уже 15 лет! (Кстати, журнал посвятил этой теме статью в № 12 за 1978 год).
Настало время объединить мелкие ГСК и стоянки в крупные кооперативы, ликвидировать «шалаши», металлические балаганы, уродующие нашу столицу, и строить комплексы на 2—тысячи мест, создавая своеобразные гаражные зоны со своим сервисом, автомотоклубами.
Противники многоэтажных гаражей утверждают, что для их строительства требуется больше материалов, в частности на фундамент. Однако и одноэтажные ГСК стремятся делать подвалы поглубже, фундамент помассивнее, стены потолще. Расчеты показывают, что такие гаражи можно надстроить хотя бы на этаж, а то и на два. Выгода большая: не потребуется дополнительно отводить землю, строительство удешевится (фундамент уже есть). Двух-трехэтажные гаражи вдоль
железных дорог защитят горожан от шума.
Как будет выглядеть такой комплекс, показано на рисунке. Кстати, по этой схеме построены, например, гаражи в подмосковном городе Пушкино. Выглядят они вполне прилично —во всяком случае, лучше, чем одноэтажный «шанхай».
Есть еще один вопрос, связанный с ГСК, на который хотелось бы обратить внимание. В старом типовом уставе записано, что гаражные кооперативы создают для хранения автомобилей. А как быть с мотоциклами? На улице, во дворе —украдут, в квартиру по узким лестничным маршам не втащишь, да и не место им там. Словом, никто не думает о молодежи. В кооперативы их не пускают сторожа да злые собаки. А мы все толкуем о детской, подростковой преступности. Каждый ГСК, каждая крупная автостоянка могли бы стать для ребят мотоклубом, станцией технического творчества: ведь в гаражах есть водители-профессионалы, техники, инструкторы, учителя, академики. Организовать надо молодых людей и направить на путь истинный, а не возмущаться ими.
Я обращаюсь к председателям, членам правления ГСК. Откройте свои кооперативы, охраняемые стоянки для мотоциклистов, ведь это наши дети и внуки!
Время сейчас непростое, и потому не берусь давать рецепты того, как обеспечить гаражами максимум желающих. Одно ясно: сколь бы трудно ни приходилось сегодня, решение проблемы нельзя откладывать до лучших времен, если мы не хотим превратиться в заложников стихийной автомобилизации.