Обычно для редакционного тестирования мы подыскиваем какие-то новинки, любопытные технические устройства. Но и среди самых привычных, заурядных вещей порой сталкиваешься с тем, что вполне заслуживает внимания читателей.
Один наш сотрудник, собираясь в дальнюю дорогу на служебной машине, спросил помогавших ему коллег: «А огнетушитель-то работает? Давно перезаряжали?» Присутствовавшие пришли в замешательство: ну и педант, чтобы не сказать хуже. Да никто и никогда к этой штуке пальцем не притрагивался, лежит она в багажнике для того, чтобы у водителя на душе было спокойно. А как давно лежит, никто и не помнит.
Поворчали, однако «завелись». Сорвали пломбу, нажали, как положено, на рукоятку —никакого эффекта. То есть вообще ничего —ни действий, ни звуков. Пришлось разобрать устройство (это был самый распространенный порошковый огнетушитель типа ОП-1). Картина открылась неприглядная: баллончик со сжатым углекислым газом пуст, поскольку проколот иглой (трудно сказать, сейчас или когда-то прежде), а порошок, который должен устремляться из сопла на горящий предмет, превратился в твердые комья с желтоватыми разводами. Короче, успокоение, исходившее от этого огнетушителя, было заведомо ложным.
Тогда-то и было решено провести нечто вроде теста или, точнее, небольшого обследования. Поскольку бегать по улице и приставать к занятым автомобилистам неловко, выбрали десяток активных ездоков из числа сослуживцев и знакомых, созвали их и приступили к осмотру огнетушителей.
Первый результат не укладывался в запланированную схему: у семи обследуемых из десяти огнетушителя на борту вообще не оказалось. Объясняли это по-разному. Кто-то говорил, что случайно оставил в гараже (недавно, около года назад), кто-то подводил принципиальную базу: дескать, не держу в машине ничего, что могут украсть, если залезут (оценка возможных опасностей своеобразная, но она имеет место). Словом, 70 % отсутствия противопожарных средств —показатель страшноватый даже при том условии, что наше миниобследование никак не претендует на репрезентативность. Впрочем, эта проблема уже не техническая, а скорее психологическая и правовая.
Итак, чистой добычей нашего теста оказались всего три порошковых огнетушителя. При опробовании все они вели себя одинаково, словно сговорились. Вот типичная картина: после дерганья ручки и нажатия курка (или, при другой конструкции, удара по кнопке) раздается шипенье (ура, баллончик цел!), но вместо порошкового урагана из сопла появляются лишь вялые, анемичные клубы, которые вскоре бесследно угасают. Разборка подтверждает диагноз: комкование и слипание старого порошка, образование корки. Кроме того, в одном огнетушителе среди порошковой массы даже обнаружились следы каких-то мелких жучков; по-видимому, в наше время и насекомые понемногу осваиваются с техникой.
Внешне все это было довольно весело, но по сути очень грустно. Случись, не приведи Бог, пожар —водителю было бы совсем не до смеха. В чем же причины столь печального положения? Их можно назвать по крайней мере две.
Во-первых, наше собственное легкомыслие. Купив огнетушитель, мы в лучшем случае бегло просматриваем инструкцию, чтобы понять, какой ручкой или кнопкой он приводится в действие, и тем ограничиваемся раз и навсегда. Тот факт, что прибор надо периодически проверять, просто «не берем в голову». Бывает, что огнетушитель недвижимо лежит в укромном углу багажника до самой продажи автомобиля, более того —переживает не одну машину своего владельца без всякого внимания с его стороны.
Во-вторых, если кого-то и беспокоит вопрос о проверке огнетушителя, он чаще всего не знает, что и как надо проверять. Между тем эти положения крайне несложны.
Баллончик с углекислым газом, который служит источником давления, достаточно заполнен, если весит не менее 37 граммов. Взвешивание необходимо и в том случае, когда берут новый баллончик из упаковки, продающейся для зарядки бытовых сифонов с газированной водой. К слову, когда нам понадобилась такая коробочка, чтобы возместить ущерб участникам тестирования, пришлось обойти великое множество государственных и коммерческих точек. Может, в других городах с этим проще.
Порошок, которым заправляют огнетушитель, специальный и имеет маркировку ПСБ-3. Это внушает уважение. Между тем он на 90 % состоит из обыкновенной питьевой соды и лишь в малой части —из водонерастворимых добавок (аэросил и нефелиновый концентрат). Для автомобильной практики без всякого ущерба можно обходиться просто свежей чистой содой, что доступно каждому. Можно поступать и по-другому. Если в порошке ПСБ-3 начали образовываться комочки и гранулы, его следует тщательно измельчить, а затем просушить в течение 10—15 минут при температуре 40—°С.
Проделывая упомянутые несложные операции ежегодно или хотя бы раз в два года, вы обеспечите своему огнетушителю постоянную боевую готовность. А эта овчинка, согласитесь, стоит выделки.
…Эти строки были уже написаны, когда один из наших сотрудников столкнулся с реальным случаем, вполне иллюстрирующим вышесказанное. На улице загорелась машина, заметался в панике ее водитель. Сразу же несколько человек предложили свою помощь (неправда, что мы вконец очерствели), но, увы, ни один огнетушитель толком не сработал. Финал, естественно, был грустным.