Сколько раз твердили миру, что чудес не бывает. Ан, вот оно, очередное (которое по счету!). С наукоемким названием «оруйно-акустическая система обработки топливно-воздушной смеси «Джет-Соник». Его изготовитель обещает небольшую революцию в развитии систем питания двигателей внутреннего сгорания. Что же предлагает нам научно-производственная внедренческая фирма «Джет-Соник ЛТД»?
В красочной упаковке с цветами российского флага и надписью на английском языке лежит словно сувенир пластмассовая прокладка под карбюратор со штуцером на длинной стороне. На штуцер наворачивается миниатюрный воздушный фильтр, входящий в комплект устройства. В самой прокладке выполнена система каналов, выходящих по касательным в первичную смесительную камеру карбюратора. Вот и все.
По замыслу автора, атмосферный воздух под действием разрежения во впускном коллекторе просасывается через воздушный фильтр устройства и поступает в кольцевой канал вокруг первичной камеры, откуда по двум расширяющимся каналам попадает в поток смеси. Предполагается, что эти две струи, повышая турбулентность потока, улучшают перемешивание топлива с воздухом, одновременно обедняя смесь, благодаря чему, в конечном счете, достигается фантастическая экономия топлива (до 20 %), несомненное повышение мощности двигателя (15 %) и снижение токсичности отработавших газов. Как не попробовать такую штуку? Минимум затрат и переделок, а какой эффект!
Мы установили этот прибор на свой редакционный автомобиль. Подключили расходомер, отъездили по установленному маршруту две сотни километров (в городе и по шоссе), но так и не смогли добиться обещанных производителем показателей (результаты испытаний приведены в таблице).
Экономия топлива и улучшение динамических показателей не вышли за пределы чувствительности наших средств измерения, а небольшой разброс не позволяет сделать сколько-нибудь определенных выводов,
Как и предполагалось, в лучшем случае устройство не мешает работать двигателю и в этом, пожалуй, единственное его достоинство. Ведь турбинки, сетки, лепестки, мочалки из проволоки во впускном коллекторе могут все-таки попасть в цилиндры, да и оказывают сопротивление потоку. Впрочем, об этом уже столько раз говорилось.
Простенький анализ устройства еще до его установки позволил сделать тот же вывод. Через корявый канал сечением около 1 мм да еще с фильтром и множеством поворотов много воздуха не поступит. По причине значительного гидравлического сопротивления устройства подсос воздуха через него незначителен и легко компенсируется обогащением топлива —достаточно повернуть винт качества. При полном дросселе (заслонка открыта полностью) разрежение под карбюратором падает и влияние системы сходит на нет.
Добавим еще. несколько замечаний об эффекте акустической обработки смеси. Возможно, в реактивных двигателях или каких-либо системах, отличных от карбюраторных моторов, сей эффект заметен и дает положительные результаты. В нашем случае этот эффект замечен не был.
Строго говоря, всегда есть акустическое воздействие звуков на смесь, например, шума от проезжающего рядом автомобиля, шелеста катящихся шин и т. п. Подобным образом смесь подвергается воздействию магнитного и гравитационного поля Земли, пронизывается инфракрасным излучением от горячего двигателя и Бог знает чем еще.
Но вернемся к «Джет-Сонику». Устройство, как видим, экологически чистое и по степени влияния уступает разве что магнитной прокладке —образцу безвредности, зато значительно легче и металл экономится.
Итак, чудо и в этот раз не состоялось. Говорят, свято место пусто не бывает, тем более такое, как стык карбюратора и впускного коллектора, и не сомневаемся, что вскоре на рынок поступят новые, не менее заманчивые предложения. Мы же со своей стороны постараемся держать вас в курсе событий и в меру сил давать потребительскую оценку новинкам. В заключение еще раз обратим внимание на то, что реклама —двигатель торговли и способ заработать деньги, а не справочное пособие, которому следует безоговорочно верить. К тому же мнения рекламодателя и издания, поместившего рекламу, не всегда совпадают.