«На эту выставку нас привело, как ни странно, ее название, возможность показать свои новинки, деловые способности»,—так, не мудрствуя лукаво, объяснил заместитель главного конструктора УАЗа А. Макаров участие завода в «Автоинициативе-93», где были представлены автомобильная техника, ремонтное оборудование, запасные части к легковым и грузовым машинам. Практически слово в слово его поддержали многие другие участники из России, Беларуси, Украины, Эстонии, чьи экспонаты расположились в двух павильонах «Экспоцентра» в московском парке «Сокольники».
На выставочной территории (общая площадь 10 000 м") наряду с УАЗом и еще некоторыми предприятиями отрасли, например, Серпуховским автомобильным заводом, акционерным обществом «Уралавтоприцеп», а также Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (НАМИ), немало места заняли товарищества, фирмы, общества, работающие на базе заводов оборонного комплекса. Интересы и возможности большинства из них пока простираются не дальше выпуска нехитрых автопринадлежностей. Конечно, не обошлось на выставке и без пижонистых торговцев легковыми машинами зарубежного и отечественного производства.
Существовала еще одна причина, по которой «Автоинициатива-93» оказалась привлекательна для ее участников, —дешевизна. Организаторы не заламывали астрономических цен за место под крышей, и в результате собрали тех, кто по финансовым возможностям не смог бы участвовать позднее в двух крупных московских автосалонах. Это объясняет энтузиазм экспонентов, которым все же удалось показать свою продукцию в Москве, пусть даже не на самом престижном и представительном смотре.
Несмотря на свой скромный статус, «Автоинициатива» привлекла премьерами. Впервые перед посетителями —а их, увы, было немного, широкая реклама отсутствовала —предстал опытный образец семиместного джипа УАЗ-3160. Появление новой отечественной модели, да еще легковой —всегда событие. И жаль, что здесь оно прошло, по существу, незамеченным. Кроме джипа, Ульяновский автозавод продемонстрировал гамму полноприводных малотоннажных автомобилей (фургон, микроавтобус, санитарный, грузовик с пониженной металлической платформой), на которые сохраняется стабильно высокий спрос.
Не меньшая потребность у нас и в универсальных малогабаритных автомобилях, вроде «Кузи», разработанного в НАМИ. Два экземпляра этой машины дебютировали на «Автоинициативе». За период, прошедший с момента опубликования в ЗР материала о «Кузе», институт договорился с Ирбитским мотозаводом об использовании его новых двухцилиндровых двигателей с жидкостным охлаждением. И есть основания предполагать, что в самом Ирбите наладят серийный выпуск нужных потребителям машин.
Надо отметить, что интерес производителей к малолитражным моторам, область применения которых —мини-автомобили, вездеходы, трех и четырехколесные мотоциклы, стационарные силовые установки, весьма устойчив. Рынок пока пустует, и скорейший выход на него с долгожданной продукцией сулит большие выгоды. Вот и акционерное общество «Автоагрегат» из города Кинешмы в содружестве с Тульским машиностроительным заводом и кафедрой двигателей Владимирского политехнического института пробует освоить одноцилиндровый четырехтактный дизель воздушного охлаждения (450 см3, 10,6 л. с. / 7,8 "кВт). Мотор прошел испытания, удовлетворяет требованиям ГОСТа к дизелям первой категории (для мини-автомобилей, сельскохозяйственных и промышленных тракторов) и готов к выпуску. Коротко о его конструкции: разъемный картер, чугунный цилиндр, непосредственный впрыск топлива, всережимный регулятор, генератор переменного тока, встроенный в вентилятор, уравновешивающий вал. Вполне современная модель.
Пока мотористы с малолитражными дизелями приспосабливаются к рынку, многие производители автомобильных прицепов уже хорошо на нем освоились. Они предлагают потребителям самые разные модели для удобной перевозки грузов. На стенде Серпуховского автомобильного завода красовались одноосный, двухосный (со спаренными осями) прицепы и трейлер. Основные узлы этих прицепов —от опорного устройства с винтовой регулировкой высоты до торсионной подвески с коваными рычагами —унифицированы. Их можно монтировать на любую раму лестничного типа. Кузова —всевозможные: тут и пасека, и холодильники, и торговый павильон.
Челябинский «Уралавтоприцеп», известный своими тяжеловозами (вид их весьма впечатляет), также повернулся к нуждам автомобилистов и инициативных людей. Симпатичный одноосный прицеп с тентом, двухосный передвижной ларек (его производство только-только освоено) вызвали любопытство у определенного круга посетителей.
Тех, кого привлекает мысль использовать вместо бензина газ, думается, заинтересовал скромный стенд Рязанского завода автомобильной аппаратуры (РЗАА). Его основная продукция —газовые приборы для грузовиков, которые РЗАА прежде поставлял ГАЗу и ЗИЛу. Теперь спрос на них упал, и немалые надежды связаны с недавно освоенными системами для легковых машин. Заводчане полагают, что их тридцатилетний опыт в производстве аппаратуры и совершенство конструкции итальянской фирмы «Полимотор», предоставившей лицензию, принесут успех в новом секторе рынка.
Запасные части к автомобилям —некогда больная тема. Сегодня были бы деньги —любая нужная деталь найдется. Вот свечи зажигания «Юнипарт»: на стенде фирмы можно оставить заявку, здесь —электроника «Бош», там —амортизаторы «Монро», много других высококачественных (и дорогих) изделий зарубежного производства. По соседству —товар российских предприятии, которые хотят занять свое место в насыщении рынка запасных частей.
Остановимся у одного из них. Производственное объединение «Завод имени Масленникова» из Самары предлагает розничной торговле вакуумный усилитель тормозов, электромагнитный клапан и электронасос омывателя для модели ВАЗ-2108. Для заднеприводных «жигулей» выпускаются датчики давления масла и температуры охлаждающей жидкости. Качество высокое, ведь объединение —поставщик Волжского автомобильного завода
Не забыты пользующиеся спросом противоугонные устройства. Самарцы освоили выпуск самого простого из них, связывающего педаль и рулевое колесо, а Саратовское электроагрегатное производственное объединение изготовляет куда более сложное: с радиопередатчиком на автомобиле и приемником у владельца. Сигнал тревоги на радиоприемник подается через две секунды после воздействия на машину, радиус его в условиях прямой видимости 300 метров. , Если злоумышленники все же повредили автомобиль или, не дай Бог, водитель попал в аварию, то выправить элементы кузова помогут автороботы и гидравлические инструменты днепропетровского малого предприятия «Майк». Гидравлику днепропетровцы получают с Южного машиностроительного завода, крупнейшего на Украине производителя космической техники, уровень изделий которого в рекламе не нуждается. Россияне, кстати, на собственном опыте могут оценить продукцию «Майка». Малое предприятие открыло корреспондентские счета во многих наших городах и без особых хлопот обеспечит поставку заказанного товара клиентам.
На выставке «Автоинициатива-93» .демонстрировались и другие экспонаты, мимо которых невозможно было пройти. Как не заметить городской сочлененный автобус особо большого класса подмосковной фирмы «Альтерна», отпочковавшейся от Ликинского автобусного завода. Пока, разумеется, ее автобусы не решат наши транспортные проблемы. ЛиАЗ и тот не справляется с этой задачей. Однако смелость и инициатива работников молодого предприятия заслуживают самых добрых слов.
Как и творчество, другого слова не подберешь, специалистов российско-германского предприятия «К и К» из Красноярска.
На их стенде ослепительно сверкали лакокрасочным покрытием колеса из алюминиевого сплава. Яркая цветовая гамма, приятный дизайн —есть из чего выбрать владельцу автомобиля. Какого? «Вазовских», «восьмерки», «девятки», например, или «Волги», «Москвича-2141». Не забыты и владельцы иномарок.
Государственные ценности и личные сбережения граждан сохранит при перевозке спецавтомобиль на базе УАЗ-31512, который представила московская фирма «Инкастранс». Выглядит он устрашающе. Переднее окно и двери с бойницами. Угловатый корпус из брони защитит экипаж от огнестрельного оружия. В салоне довольно комфортно: удобные сиденья, кондиционер, поддерживающий заданную температуру, телефон. Такие машины уже используются несколькими московскими коммерческими банками.
Словом, «Автоинициатива-93» предоставила возможность многим производителям заявить о себе: «Мы есть! Вот что мы можем!». Выставка не претендовала на роль знаменательного события сезона. Она скромно открыла двери тем, кто хотел быть увиденным, и тем, кто хотел увидеть.