Эти заметки для подготовила русская журналистка Светлана Рее. живущая сейчас в Норвегии на острове Свальборд.
Впервые по автомобильным дорогам Норвегии мне пришлось путешествовать три года назад. Было это в декабре, перед Рождеством. Наш путь лежал через город Тронхейм, который весь сиял в предвкушении любимого норвежцами праздника, как вдруг пошел снег —густой, плотный. За окном машины падал, не переставая, крупными хлопьями снег. Сугробы росли на глазах. Ну, думаю, сейчас встанем —занесет дорогу. Однако движение не нарушилось —на улице уже вовсю развернулось «зимнее сражение». Яркие желтые снегоочистные машины вступили в «бой», расчищая нам путь.
Дорожная техника в Норвегии готова к действию в любой момент и ее достаточно, чтобы обеспечить движение в любую непогоду.
Мое первое впечатление о надежности автомобильного сообщения в этой северной стране подтверждалось не раз в ближних и дальних поездках. Вообще же в Норвегии почти нет длинных и скоростных автобанов, характерных для Центральной Европы. Не те здесь природные условия. Через всю страну протянулись горы и скалы, узкие заливы-фьорды врезаются в них по всему побережью. Правда, есть и другие местные достопримечательности —туннели, мосты и ферьи —мобильные паромные переправы. И тех, и других, и третьих очень много. Они связывают воедино дорожную сеть Норвегии, создают автомобилистам этой суровой страны все условия для бесперебойного движения.
Бросается в глаза одна особенность —водители, все как один, ездят с включенными фарами, будь это даже середина
яркого летнего дня —таковы здесь правила движения.
Кстати, на дорогах вы не увидите инспекторов дорожной полиции. Они обычно находятся в полицейском управлении каждого населенного пункта, готовые к выезду для помощи автомобилистам. Если случается авария, проезжающий мимо водитель немедленно сообщит об этом по телефону или же заедет в ближайший полицейский участок. Стоимость нанесенного машине ущерба во время аварии определяется в ремонтной мастерской, и страховая компания оплатит счет, но размер его будет зависеть от степени виновности водителя.
По статистике за одиннадцать месяцев 1991 года в результате дорожных происшествий в Норвегии, где более 4 млн. жителей, погибли двести девяносто семь человек, в 1992 году за тот же период —двести восемьдесят четыре человека. Среди нарушителей правил дорожного движения чаще всего молодые люди в возрасте от 18 (когда можно получить «права») и до 25 лет. Как правило, это любители быстрой езды или те самоубийцы, что садятся за руль в нетрезвом виде. Кстати, за этим здесь следят строго и строго наказывают.
Как и в любой цивилизованной стране, в Норвегии с нарушителями ведут борьбу законом. Превысил скорость, создал аварийную ситуацию на дороге —заплати крупный штраф. Сел пьяным за руль —походи пешком, подумай… Но лучше думать заранее. Поэтому, скажем, муж с женой, направляясь в гости или в ресторан, загодя решают, кто сегодня будет пить. Один из них должен остаться трезвым и отвезти свою «половину» домой. В следующий раз они поменяются ролями.
«Перед законом все равны» —смысл этих слое глубоко усвоен в обществе. Маленький пример. Прошлой осенью министр культуры куда-то очень спешила на своем спортивном автомобиле и впопыхах превысила скорость, причем немного. За это ее лишили «прав» на несколько месяцев. Не помогло, что министр. Все, что касается законов, здесь непреложно.
Несколько слов о пешеходах. Они в Норвегии имеют явные преимущества перед автомобилем и при переходе улицы (конечно, где это разрешено) даже не поворачивают голову вправо, влево. Смело пересекают улицы, уверенные в полной своей безопасности. Это тоже закон, правило, ставшее традицией, которая подчеркивает право идущего перед едущим.
Для норвежцев, когда речь заходит о безопасности дорожного движения, никакая мелочь не ускользнет от внимания. Недавно по всей стране всерьез обсуждался вопрос о придорожной рекламе. Ее вызывающий, порой шокирующий характер может наносить вред тем, кто за рулем. Скажем, водителей буквально на каждом шагу караулят соблазнительные женские фигуры на рекламных полотнах. Кто в купальном бикини, а кто в чем мать родила. Противники такой рекламы утверждают, что у светофоров, при движении по улицам невольно отвлекаешься: ну попробуй, не заглядись на этих див! А нежелательные последствия не заставят себя долго ждать. По телевидению, в прессе свое мнение высказывали педагоги, психологи, полицейские, бизнесмены —быть или не быть обнаженной натуре на рекламных щитах. К общему мнению так и не пришли, но к какому-то решению придут обязательно. Здесь не принято отмахиваться от того, что хоть в какой-то степени имеет отношение к безопасности на дорогах. В конечном итоге от этого зависит самое дорогое —жизнь человека.