Если у размерной линии два числа, то верхнее относится к передней части автомобиля, нижнее к задней, например: колея передних и задних колес. Для сравнения укажем размеры последней модификации «Волги» ГАЗ-31029: длина —4885 мм (ГАЗ-24 —4760), ширина —1800, высота —, база —2800.
Так как наружные размеры вышеперечисленных автомобилей практически не различаются, то и размеры салонов у них могли оказаться почти одинаковыми. Но это не так. По ширине салона на уровне плеч «Мерседес», БМВ, «Ауди» действительно близки (от 1445 до 1460 мм), однако они немного теснее «Волги» —1490. Первое место, безусловно, у «Опеля»—мм.
Следующий пункт —высота салона, измеренная от подушки сиденья до потолка. По передним сиденьям лучший показатель у «Мерседеса» (960 мм), по задним —«Ауди» (950). Безусловный аутсайдер БМВ (930 и 900 мм соответственно). Это наводит на мысль, что баварцы снимают свой традиционный головной убор, садясь за руль, а если серьезно, то и 900 мм вполне достаточно для человека ростом 185 см.
Далее: пространство для ног водителя и переднего пассажира. Первое место —«Мерседес» (до 1170 мм), второе —«Ауди» (1150), далее БМВ (1100) и «Опель» (1060). А как чувствуют себя пассажиры на заднем сиденье? Не получается ли, как в ВАЗ-2109, где спереди можно расположиться с комфортом, но тогда сидящим сзади придется принять одну из поз, известных индийским йогам. Наиболее вероятен такой вариант в «Мерседесе», но лишь при условии, что водитель и передний пассажир входят в сборную по баскетболу. Вообще эта модель скорее рассчитана на водителя высокого роста, как, впрочем, и «Ауди». «Опель» и БМВ, напротив, предлагают такие пределы регулировки, которые за счет удобств для «высоких» несколько повышают степень комфорта водителям небольшого роста. «Опель», кроме того, удобен как представительский автомобиль: задним пассажирам предоставлено
обширное пространство для ног. Можно даже закинуть ногу на ногу, что немыслимо в «Мерседесе» и БМВ, трудноосуществимо в «Ауди».
Теперь о багажном отсеке. Т-образная форма крышки удобна: нет препятствия —задней стенки, облегчаются все операции с поклажей. Сейчас это обязательный элемент всех моделей. Не исключение и сравниваемые, так что определяющим фактором становится емкость багажника. У «Мерседеса» и «Опеля» —0,52 м"’, у «Ауди» —0,51. Заметно скромнее у БМВ —всего 0,46 (меньше, чем у «Волги» —0,5 mj). Но за доплату в 1010 марок можно заказать машину с откидной спинкой заднего сиденья, что позволит перевозить длинномерные грузы. У «Опеля» такая спинка в стандартной комплектации, зато «Мерседес» и «Ауди» не предлагают ее вовсе, по-видимому считая, что их покупатели в ней не нуждаются.
Солидный автомобиль подразумевает и солидное оснащение. Множество всяких «штучек» придают владельцу уверенность, что он обладает настоящим шедевром техники. Серийное оснащение автомобиля «верхнего среднего» класса (по немецким критериям) обычно включает в себя антиблокировочную систему тормозов, гидроусилитель рулевого управления, центральное управление замками дверей. Помимо перечисленных, рассматриваемые автомобили снабжены устройствами для автоматического обогащения смеси в период пуска и прогрева двигателя, пятиступенчатыми механическими коробками передач, зеркалами с регулировкой из салона, выдвижными подлокотниками в середине заднего сиденья.
В Германии традиционно считают необходимым оснащать автомобиль лишь тем, что существенно для безопасности. Владельцу же предоставлена возможность дооборудовать его по вкусу и потребностям за дополнительную плату. Этот подход порой оставляет в недоумении людей, впервые с ним сталкивающихся. Многие предполагают, что немецкий автомобиль должен быть напичкан «бытовой» электроникой за базовую цену, как американские, японские и французские. Но чудес нет, и при приемлемой вроде бы цене немецкий автомобиль оснащен прямо-таки бедно, а полностью «упакованный» стоит на 25—% дороже.
И не только самого себя, но и собратьев из других стран. Это в полной мере относится ко всем маркам, от «Фольксвагена» до «Мерседеса», но к последней особенно. Обратимся к таблице.
За базовые приняты цены в Германии (данные 1992 года) с учетом налога на добавленную стоимость (14 %). Цены у региональных дилеров (в том числе российских) значительно отличаются, естественно, в большую сторону.
Начнем по порядку, с базовой цены в серийной комплектации. Как видим, все машины не из дешевых, хотя «Опель» на фоне других воспринимается как уцененный товар (что отнюдь не умаляет его реальных достоинств).
На «Ауди» вы «бесплатно» получите электростеклоподьемники в передних дверях, подголовники задних сидений и водительское сиденье с регулировкой по высоте. БМВ, кроме того, предлагает регулируемые по высоте рулевую колонку и сиденье переднего пассажира, теплоизолирующие (атермальные) стекла. У «Опеля» в стандартную комплектацию входит еще борткомпьютер и система проверки работоспособности агрегатов. О комплектации «Мерседеса» лучше не говорить: все, кроме противотуманных фар (они в блоке с обычными), —за отдельную плату.
За дополнительное оборудование «Мерседеса» набегает сумма, немалая по сравнению с базовой ценой. С полным комплектом оснащения он стоит 91 953 марки, цена дополнительного оборудования составляет 62,1 % от базовой. За эти деньги в Германии можно купить две «Лады-Самары» (ВАЗ-2109) с хорошим комплектом «примочек» добротного немецкого качества, или новую «Хонду-Аккорд-2,01», или даже самый дешевый «Мерседес-190Е-1,8».
Дополнительное оборудование БМВ-525i не менее изысканно, а полная стоимость машины 82 065 марок. Цена заказного оснащения —52,8 % от базовой. «Ауди-100-2,8Е» с полным комплектом «излишеств» стоит 77 386 марок, «надбавка» —43 % к базовой цене. Наиболее благоприятные ценовые показатели у «Опеля-Омеги-2,61СО»: за дополнительное оснащение 22,7 % к базовой цене, полная стоимость —48 604 марки.
Еще один важный фактор —эксплуатационные расходы. Немецкие эксперты не обнаружили явных преимуществ какой-либо модели по стоимости и трудоемкости технического обслуживания. «Ауди» и «Опель» должны проходить его через каждые 15 000 км, «Мерседес» —Т01 через 10 000, Т02 через 20 000 км. На БМВ о необходимости обслуживания сообщает бортовой компьютер (по свидетельству испытателей, примерно каждые 15 000 км).
Теперь приведем итоговые оценки немецких экспертов для каждой из моделей.
«Опель», в общем, не хуже «Мерседеса» по ходовым качествам, но, как считают, уступает ему в комфортабельности сидений, качестве кондиционирования воздуха и полноте оснащения за дополнительную плату. При этом он значительно просторнее в задней части салона и почти вполовину дешевле.
БМВ не уступает «Мерседесу» по комфорту,- а по качествам подвески лучше. И, кроме того, превосходит конкурентов по динамике, скорости и управляемости. •Экономичность этого автомобиля также лучше, чем у «Мерседеса», а цена немного ниже.
«Ауди» —машина переднеприводная. Такая компоновка дает определенные преимущества автомобилям малого класса, в частности, снижение массы. В среднем классе эти преимущества не так заметны. По уровню оснащенности «Ауди» почти не уступает считающимся более престижными «Мерседесу» и БМВ.
При сравнительной оценке показателей комфорта и ходовых качеств автомобильные эксперты в Германии поставили «Ауди» даже более высокий балл, чем его конкурентам. Недостаток —подвеска, по их мнению, чрезмерно мягкая.
«Мерседес», с точки зрения немецких испытателей,—эталон лишь по части убранства салона, зато проигрывает по всем остальным параметрам БМВ и «Ауди». В то же время его цена при полной оснащенности очень высока.
Наш автолюбитель еще не так избалован и разницу между перечисленными моделями после «жигулей» чувствует слабо: все они на порядок лучше. Так может, не стоит тратиться на «Мерседес», как у соседа, если, к примеру. «Опель-Омега» почти вдвое дешевле при том же комфорте? Думайте, господа!