Проект автомобиля с таким неожиданным названием подготовило московское акционерное общество с ограниченной ответственностью «Март лимитед». На выставке «Автоиндустрия-92» оно представило сенсационный экспонат —макет первого отечественного суперкара. «Феррари-Ф40» и «Мак-Ларен-Ф1», «Ауди-АФУС» и «Ламборгини-Дьябло», «Ягуар-Икс-Джей-220» и «Ямаха-Икс 99-11» —к этим известным концептуальным конструкциям теперь должна добавиться и отечественная машина «Экстремист». Рассказывает об этом автомобиле технический директор фирмы «Март» А. ЗАХАРОВ.
Одно из основных направлений деятельности нашей фирмы —использование технологий оборонной промышленности для производства автомобилей. При таких больших возможностях проще всего изготавливать малые серии машин, в конструкцию которых заложены экстремальные технические решения и новейшие материалы. В свою программу «Март лимитед» включил постройку концепт-кара XXI века, который в дальнейшем должен стать отправной точкой в развитии автомобильной техники. Подобные модели за последние годы становятся почти обязательными в ассортименте новинок каждого международного автомобильного салона и в немалой степени способствуют тому, что фирма и страна приобретают репутацию лидера мировой автомобильной техники.
По этой причине мы выступили с инициативой создания суперкара, основываясь на собственном экспериментальном производстве, КБ, исследовательской базе и на уже сложившихся обширных связях с предприятиями и специалистами ВПК России. Наша машина «Экстремист» задумана как конструкция с наивыгоднейшим соотношением минимального аэродинамического сопротивления с наибольшей прижимающей силой. Двухместный автомобиль с минимально допустимым уровнем комфорта должен, по нашим планам, иметь нетрадиционную силовую структуру из композитных материалов и двигатель,
базирующийся на новой компоновочной схеме.
На первой стадии осуществления проекта «Экстремист» был изготовлен полноразмерный макет для отработки аэродинамических показателей. Именно он и демонстрировался на выставке «Автоиндустрия-92». Летом намечаем построить действующий макет для дорожных испытаний, с тем чтобы осенью 1994 года изготовить доведенный прототип концепт-кара. Дальше —организация мелкосерийного производства, ‘ которое при благоприятном стечении обстоятельств должно начаться в 1995 году.
У «Экстремиста» центральное расположение силового агрегата. Несущая структура машины —кузов типа «монокок» в виде «двойной ванны», наружные панели выполнены из композитных материалов, основу которых составляет углеволокно. Непосредственно в монококе отформованы воздуховоды, полости топливных баков, отсеки, точнее говоря, ложементы для водителя и пассажира. При этом наиболее рационально используются материал и объем несущей структуры, которая выполняет функции и рамы и кузова.
К передней части монокока прикреплены подвеска передних колес, рулевое управление, блок педалей и приборы. Двигатель в блоке с трансмиссией и подвеской задних колес монтируется на ферме, которая шарнирно соединена с задней стенкой монокока. Передняя часть двигателя заглублена в несущий корпус, и для обслуживания силового агрегата ферма может быть повернута вокруг горизонтальной оси так, что агрегат займет почти вертикальное положение. Это продиктовано спецификой конструкции двигателя типа НАМЙ-АР7.2. Он выполнен по так называемой аксиальной схеме, когда семь его цилиндров располагаются горизонтально, как патроны в барабане револьвера, и вал отбора мощности параллелен осям цилиндров. У такого двигателя клапанный механизм, свечи зажигания и другие элементы, требующие обслуживания, сосредоточены на переднем торце, утоплены в теле монокока, и доступ к ним затруднен. Поворотная ферма-подрамник позволяет решить проблему доступа.
Несколько слов о двигателе. Он очень компактен. Его масса 160 кг и он, имея рабочий объем 4650 см, развивает мощность 180 л. с. при 3000 об/мин. В зависимости от нагрузки автоматически изменяется рабочий объем двигателя, чем достигается наивыгоднейшее сочетание мощностных и экологических показателей.
Пятиступенчатая коробка передач, дисковые вентилируемые тормоза с четырехцилиндровыми скобами, независимая подвеска всех колес, реечное рулевое управление, отлитые из алюминиевого сплава 17-дюймовые колеса —вот некоторые особенности устройства шасси «Экстремиста». При базе 2700 "мм колея передних колес —1680 мм, задних —1710 мм. Длина «Экстремиста» —3840 мм (чуть длинней «Таврии»), высота —1000 мм (по пояс взрослому человеку), ширина —2000 мм.
Что касается кузова, то его форму мы разработали не только исходя из эстетических (порой весьма экстравагантных) воззрений на современный суперкар, но и из требований аэродинамики, разрабатываемых в русле концепций «Марта». Большое внимание уделили форме днища. Мы использовали «эффект земли», чтобы машина прижималась к дороге потоком набегающего воздуха без дополнительных аэродинамических приспособлений, таких, как антикрылья. Все это определило облик автомобиля, кузов которого визуально состоит из трех элементов, выполняющих различные функции.
Основной аэродинамический элемент —задняя часть кузова в форме крыла перевернутого профиля и малого удлинения (сконструирована в развитие концепции «автомобиля-крыла»). Роль традиционных в этом случае «юбок» выполняют вихревые потоки, формируемые кузовными элементами. Задняя оконечность машины выполнена в форме диффузора без разделительных гребней. Верхняя его часть —вогнутая, что увеличивает прижимающую силу.
Средней части кузова, вмещающей «кокпит» и моторный отсек, придана удобообтекаемая каплевидная форма, которая организует потоки воздуха, омывающие заднюю часть кузова.
Наиболее характерным аэродинамическим элементом машины является ее передняя часть, которая организует и разделяет набегающий поток воздуха так, что он обтекает среднюю и заднюю части кузова. Большой дорожный просвет в передней части (190 мм в статическом положении) позволяет разместить в средней донной части автомобиля короткий воздуховод к двум боковым радиаторам водяного охлаждения большой площади. В результате намного снижено лобовое сопротивление, увеличена прижимающая сила.
Еще один характерный элемент внешнего облика —цельный подъемный колпак, закрывающий салон. В верхней его части —воздухозаборник типа НАСА для двигателя. В боковых секциях-обтекателях задних колес расположены два багажника объемом около 100 литров.
Салон «Экстремиста» тщательно проработан с точки зрения эргономики, поэтому обеспечивается надежное и удобное управление на скоростях порядка 300 км/ч. В салоне два кресла-ложемента, сконструированных с учетом анатомии человека, и консоль с приборами индикации и управления. Предусматривается установка индикатора типа самолетного нашлемного целеуказателя. Весь объем информации, необходимый водителю, выводится на дисплей по его команде, поэтому в салоне отсутствует привычный приборный щиток. «Март» работает также над внедрением системы передачи визуальной информации непосредственно на сетчатку глаза водителя. Кроме того, машина может быть оснащена системой для управления при ограниченной видимости, где используется инфракрасный лазерный допплеровский локатор с электронной реставрацией изображения дорожной обстановки, выводимого на тот же дисплей. В дальнейшем, возможно, будут устанавливаться приборы автоматического вождения по маршруту и навигационная система, способная определять местоположение автомобиля по сигналам радиомаяков и спутников и автономно рассчитывать маршрут от точки старта.
Привлечение предприятий ВПК в плане конверсии к реализации проекта «Экстремист» потребует немалых капиталовложений. «Март лимитед», являющийся участником Нью-Йоркской торговой биржи, оценивает объем финансирования этой программы в 480—тысяч долларов США. Затраты могут быть довольно быстро возвращены. По данным экспертного исследования, проведенного нашей фирмой, сегодня мировой рынок спортивных суперкаров составляет 100 машин при цене каждой около полумиллиона долларов.
Работа над проектом «Экстремист» продолжается. После постройки полноразмерного
действующего макета мы планируем провести его дорожные испытания, о результатах которых читатели журнала получат исчерпывающую информацию.