До недавних пор достать автомобиль было непросто. Государственное распределение, закрыты границы делали этот популярный товар дефицитом. Сегодня для того, чтобы купить легковую машину, не нужно стоять в очереди. Хотя вряд ли резонно связывать такое положение с улучшением коммерческой деятельности фирм, торгующих отечественными автомобилями, а также иномарками, или ростом поставок. Видимо, основная причина кроется в ограничении потребностей, снижении платежеспособного спроса населения. Тем не менее, изменившаяся ситуация на российском автомобильном рынке, безусловно, любопытна. Поэтому редакция обратилась к заместителю директора московского Центра изучения конъюнктуры цен и рынка («Цеиакор») И. ЕВСЕЕВОЙ с просьбой проанализировать создавшуюся обстановку. Надеемся, что предлагаемый обзор будет интересен как рядовым автомобилистам, так и коммерсантам.
Конъюнктура рынков сбыта легковых автомобилей в России и странах СНГ за последние два года претерпела существенные изменения. Характерная особенность —выравнивание цен на всей территории бывшего Советского Союза при все возрастающей роли центральных и региональных бирж в торговле. Если в период зарождения биржевой деятельности соотношения цен между регионами по отдельным моделям составляли 1:3, что делало чрезвычайно выгодным приобретение автомобилей в одних районах и их перепродажу в других, то сейчас они стали меняться. Максимальный разброс цен на легковые машины в январе 1993 года достигал 1:1,4. Он сохранился в течение всего первого полугодия. Однако и такое положение, учитывая высокие цены на автомобили, по-прежнему создает условия для спекуляции ими.
Разброс цен идет не только по регионам, но и по отдельным моделям автомобилей. Так, наибольшего колебания достигла биржевая цена (то есть цена с биржевыми надбавками) на «Москвич-2141» (вариации цен по биржам 1,53). К умеренно устойчивым можно отнести: ВАЗ-21099 (1,38), ВАЗ-21093 (1,28), ГАЗ-31029 (1,22).
Анализ развития цен на легковые автомобили по биржам за период ноябрь —февраль (1992—гг.) показал, что конъюнктура рынка на перечисленные выше модели (кроме ВАЗ-21093) позволяла снижать цены преимущественно на Российской товарно-сырьевой бирже. Сделки же с повышением цен происходили на Московской товарной бирже.
Коммерсанты выигрывали от сделок по модели ВАЗ-21099 в среднем 1,2 миллиона рублей. Что касается ВАЗ-21093, то наивысшая цена его реализации складывалась на товарно-фондовой бирже Санкт-Петербурга, наименьшая —на Московской товарной бирже. Разброс цен составил в среднем 1,1 миллиона рублей. Таким образом, эти две модели стали самыми выгодными при сбыте.
В настоящее время четко определились пропорции и факторы, влияющие на автомобильные цены. Происходящие изменения —следствие инфляционных процессов. В то же время на цены, особенно в регионах, влияют внеэкономические факторы, например политическая ситуация, и отсюда —нарушение системы кооперации и специализации производства автомобилей. Это влечет за собой неравномерное распределение спроса на легковые машины по территории СНГ. Так, еще недавно Кавказский регион держал первенство по этому показателю. Сегодня из-за сложной политической ситуации сбыт здесь весьма затруднителен. На всей территории СНГ спрос смещается в сторону дорогих марок автомобилей. К ним проявляют интерес представители коммерческих структур —за последние месяцы основные покупатели легковых машин.
Конец 1992 года был отмечен значительными колебаниями в торговле автомобилями на региональных биржах. В декабре положение оживилось после того, как Российский комитет по политике цен «освободил» цены на «вазовские» автомобили, что частично сблизило биржевые и государственные оптовые цены. В январе объем торговли вновь увеличился по сравнению с декабрем на 3 %. Тем не менее обстановка в этот период на рынке оставалась сложной. Основная причина —«перекачивание» продажи автомобилей в розницу благодаря, как уже отмечалось, тенденции к выравниванию декларируемых и биржевых цен (при снижении последних). Процесс этот идет медленно и трудно. Система госавтомагазинов, долгое время работавшая на принципах лимитированного распределения, только приспосабливается к широкой свободной торговле. Ускорить процесс поможет массовая приватизация. Реализация машин ограничена и острой нехваткой наличных денег у рядовых покупателей. Поэтому для активного перемещения рынка автомобилей с бирж в магазины и специализированные торговые дома необходимы определенный период времени (для мобилизации денежных средств населения) и принципиальные изменения торговой политики, а именно приспособление розничной сети к новым масштабам и условиям торговли. Основные требования: высокая компетентность торговцев, четкие условия и сроки поставок, требования к качеству товара. До тех пор пока эти процессы не возобладают, розница и впредь будет нацелена только на поддержание государственного дефицита, а значит, цены на автомобили не стабилизируются и будут расти. Это, наверное, главный вывод на ближайшее время.
Проведенный «Ценакором» анализ показал, что предприятия автомобильной промышленности будут поддерживать высокие цены на выпускаемый товар. Это относится и к производителям комплектующих изделий, автозапчастей и шин. Удорожание этой продукции в середине второго полугодия по сравнению с началом 1993 года ожидается примерно в 1,5 раза.
Одновременно в 1993 году, как мы считаем, по-прежнему будет действовать тенденция сокращения производства легковых и грузовых автомобилей (примерно на 10—%). Расчеты показали, что в январе нынешнего года объем выпуска легковых и грузовых машин составлял по сравнению с январем 1992 года 90 и 85 % соответственно. Таким образом, в автомобильной промышленности складывается неблагоприятная ситуация. Усугубляется она нарушением сложившихся связей по кооперации, спадом производства в металлургических отраслях. В частности, из-за нехватки металла уже произошла задержка выпуска двигателей для ПО «Москвич». Недопоставка этой модели на рынок только за январь 1993 года составила 11 тысяч штук. Каждый день простоя конвейера —500 несобранных автомобилей. За месяц объединение потеряло 3,5 миллиарда рублей прибыли. Кризис на ПО «Москвич» может существенным образом повлиять на изменение конъюнктуры рынка и цен на легковые машины. Даже если объединение справится с последствиями простоев, оно будет вынуждено значительно поднять отпускные цены, что понизит конкурентоспособность модели «2141». Пока доля АЗЛК в российской торговле около 10 %, столько же, сколько и у ЗАЗа. Впереди с огромным отрывом ВАЗ —%.
Уже к концу февраля наблюдался резкий взлет биржевых цен на региональных рынках. Причин тому несколько. С одной стороны, заявление Центрального банка России о неминуемом удешевлении рубля и о существующих темпах инфляции привело к настоящей панике на биржах и к катастрофическому падению курса рубля. С другой —на рост автомобильных цен серьезно повлияло январское повышение цен на газ и, как следствие, резкое подорожание черных и особенно цветных металлов. И наконец, ценовые сдвиги на автомобильных биржах напрямую связаны с изменением порядка установления цен на легковые автомобили АО «АвтоВАЗ» —лидера российской автопромышленности. Реестр декларируемых предельно свободных отпускных цен на машины ВАЗ до 1 февраля этого года включал минимальную цену в 890 тысяч рублей (модель ВАЗ-1111, ТУ 37.001.1503-88) и максимальную в 3,6 миллиона рублей (модель ВАЗ-21099, ТУ 37.001.1669-90). Предполагалось, что после снятия с декларирования цен на продукцию АО «АвтоВАЗ» биржевые цены резко возрастут. Так оно и произошло, однако надо иметь в виду, что средние биржевые цены к настоящему времени достигли своего предела. В течение января —начале февраля неоднократно выставлялись на торги автомобили именно с предельным уровнем цен. Например, ВАЗ-21099, предлагавшийся за 7 миллионов рублей, выставлялся 5 раз, а в результате был снят с торгов. Здесь уже начинает в полной мере действовать фактор ограничения покупательной способности.
Существенное влияние на конъюнктуру рынка автомобилей и цены в ближайшее время окажут новые таможенные сборы на их импорт. По новому положению Государственный таможенный комитет имеет право облагать ввозимые для реализации машины налогом на добавленную стоимость и акцизом. Для легковых, ввозимых для реализации в Россию, ставка акциза составляет 25 % таможенной стоимости машины. А налогом на добавленную стоимость облагается как сумма таможенной стоимости, так и таможенной пошлины и акциза. Поистине грабеж средь бела дня! Таким образом, ввоз в Россию автомобилей становится очень дорогим, и в настоящее время все чаще заключаются сделки на их ввоз в бывшие республики Союза транзитом через Россию, особенно в Среднеазиатский регион, где еще действуют щадящие пошлины. Например, в Туркмении в начале 1993 года существовал лишь акцизный сбор в размере 10 % от таможенной цены автомобиля. Такая ставка стимулирует насыщение рынка не только машинами российского производства, но и моделями зарубежных фирм, причем дорогих престижных марок: «Мерседес-Бенц», БМВ и «Волво». Средних покупателей все больше интересуют российские автомобили экспортных вариантов с небольшим пробегом и не ранее 1989 года выпуска. Это понятно, рынок запасных частей к иномаркам отличается дороговизной и нестабильностью, особенно в Среднеазиатском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном регионах. Поэтому клиенты приобретают «родные», но не утратившие качество машины.
Итак, сегодняшние покупатели —это, как правило, коммерческие предприятия, способные купить машину по высокой цене. А для них выгоднее быстро приобрести необходимые модели на биржах, несмотря на значительную разницу с заводской стоимостью. Высокая цена биржи —своеобразная плата за скорость. Покупка же через магазины все еще требует длительного времени, и многим коммерсантам она невыгодна. Что же касается рядовых автомобилистов, для них новый автомобиль становится все большей роскошью.